Алекс Турчин (aleksei_turchin) wrote,
Алекс Турчин
aleksei_turchin

Category:

В пасти безумия: 70 лет Джону Карпентеру

С молоком матери я впитал дух русского гуманизма и любовь к фильмам Джона Карпентера. Как и у большинства ценителей ужасного, это светлое чувство разожглось благодаря хоррору «Нечто», который по сей день остаётся не только главным произведением в его карьере, но и одним из самых атмосферных и проработанных кинополотен в принципе. С годами любовь к работам Карпентера приобрела новые формы и превратилась в безграничное уважение самой персоны этого Мастера ужаса, чей талант простирается далеко за пределы режиссёрского кресла.

В честь 70-летия Карпентера я бы хотел рассказать немного интересных историй из жизни одного из самых удивительных режиссёров.

Карпентер помог запустить карьеру “отца” Чужого


Джон Карпентер на съёмках "Тёмной звезды"

В начале ’70-ых, во время обучения в Киношколе университета Южной Калифорнии, Джон познакомился с Дэном О’Бэнноном – будущим автором сценариев к фильмам «Чужой» и «Вспомнить всё». Совместными усилиями они взялись за студенческий проект – игровой научно-фантастический фильм об опасной миссии экипажа космического корабля из 22-го века. Почти все производственные обязанности они разделили между собой: пока Карпентер оттачивал сценарий, снимал и сочинял саундтрек, О’Бэннон занимался созданием практических и специальных эффектов. Работа над картиной шла на протяжении нескольких лет, и к 1974-му их студенческая затея вылилась в полнометражный фильм, который получил название «Тёмная звезда». Карпентер отправил картину на Международную киновыставку (Лос-Анджелес), где на неё обратил внимание Джордж Лукас. Под впечатлением от увиденного, он нанял О’Бэннона для работ по созданию эффектов в своём новом фильме о рыцарях из далёкой-далёкой галактики.

Карпентер был одним из первых работодателей Джеймса Кэмерона


Джеймс Кэмерон на съёмках фильма "Побег из Нью-Йорка" (1981)

Популярная городская легенда гласит, что после просмотра «Звёздных Войн» будущий создатель вселенных «Терминатор» и «Аватар» решил полностью посвятить себя кино. И начал он с увольнения с работы водителя грузовика. Но пройдёт долгих семь лет, прежде чем Кэмерон снимет свой режиссёрский дебют с каким-то австрийским бодибилдером. Пока же, в начале ’80-ых, Джим всё ещё был далёк от исполнения своей мечты и числился рядовым сотрудником технической команды студии New World Pictures, занимавшейся спецэффектами. Именно так Кэмерон и попал на съёмки боевика Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка», для которого он занимался сооружением «домакеток» и созданем оптических иллюзий.

Работа в порноиндустрии помогла Карпентеру снять первый студийный фильм


Отзыв на sexploitation фильм "Последний фокстрот в Бёрбанке"

Возможно, это такая голливудская традиция, но даже Джон Карпентер не избежал попадания в Голливуд минуя индустрию фильмов для взрослых. Нет, ему не пришлось, подобно Сильвестру Сталлоне, красоваться перед объективом видеокамеры – в процессе создания “клубнички”, его талантам нашлось менее экстремальное применение. После неожиданного успеха «Тёмной звезды», Джон нанял агента и твёрдо решил штурмовать Голливуд. Сценарий своего следующего фильма – неовестерна «Нападение на 13-ый участок»Карпентер ещё только планировал перенести на большой экран, а кушать хотелось уже сегодня. Быстрые деньги сулило участие в создании «Последнего фокстрота к Бёрбанке» – порнопародии на культовый фильм «Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо. Карпентеру было поручено заняться монтажом отснятого материала и, замечу, к процессу он подошёл творчески. “Горячие” сцены он разбавил вставками видов улиц с их оживлённым трафиком, а саундтрек дополнил записями шумных разговоров. Полученный опыт пригодился Джону во время постпродакшена уже упомянутого «Нападения…», чьим монтажом полностью занимался Карпентер.

Фильм Карпентера выиграл Оскар, который он так и не получил


"Нападение на 13-й участок" -- любовное письмо Карпентера вестернам

Поклонники творчества Большого Джона знают, что во всей его фильмографии есть лишь один фильм, удостоенный номинации на Оскар. Нет, это не «Нечто» с его ошеломительными практическими эффектами, а «Человек со звезды» – милая притча о пришельце-гуманисте, роль которого сыграл Джефф Бриджес. Оскар фильм так и не взял, так что существовавшее на тот момент status quo с т.н. “Оскаром Шрёдингера” сохранилось. Что я имею в виду. Дело в том, что к моменту выдвижения «Человека…» на соискание Оскара, эта награда уже была (и не была) у Карпентера. Причём, более 10 лет. Её он выиграл ещё в 1970-ом году за свой студенческий короткометражный фильм «Воскрешение Дикого скакуна Билли» – современной истории о парне, мечтающем попасть на Дикий запад – к которому Джон сочинил сценарий, записал саундтрек и сделал монтаж. Однако награду он не получил: премию Американской киноакадемии оставило у себя руководство факультета, где в ту пору учился Карпентер.

Карпентер сам сочинил почти все свои главные кинохиты


Карпентер на съёмках фильма "Кристина" Стивена Кинга

На протяжении почти всей карьеры Джон сам писал сценарии к своим фильмам. Часть из них придуманы и написаны им, как говорится, с нуля: среди них «Нападение на 13-ый участок» и апокалиптичный хоррор «Князь тьмы». Часть фильмов он снял по сценариям, которые написал по мотивам чужих романов: среди них остросоциальная сатира «Чужие среди нас» и нетленный «Нечто» (тут ст0ит подчеркнуть: глубина переработки была такой, что получавшиеся сценарии лишь отдалённо напоминали первоисточник). Есть в его портфолио небольшая часть фильмов, сценарии к которым Карпентер не писал вовсе: уже упомянутый «Человек со звезды» и «Кристина» – экранизация одноимённого романа Стивена Кинга. Но чаще всего к себе на помощь он звал своих друзей-соавторов: Дебра Хилл и Ник Касл помогали Карпентеру в работе над «Туманом», «Побегом из Нью-Йорка» и «Хэллоуином».

Карпентер написал музыку почти ко всем своим фильмам

John Carpenter.jpg
Карпентер и его соавтор Алан Ховарт в студии звукозаписи

Быть режиссёром, который снимает фильмы по собственным сценариям – безмерно круто и встречается в Голливуде не так уж и часто. Самыми яркими примерами тут уже не первое десятилетие служат Джеймс Кэмерон, Квентин Тарантино и Вуди Аллен. Это безусловная высшая каста творцов, имеющая полный творческий контроль над своим произведениями от зарождения идеи до финального монтажа. Но Карпентер – это нечто на порядок выше. Он не только сам придумывал самобытные истории и переносил их на большой экран, но и записывал к ним музыку. В снятых им без малого двадцати фильмах найдётся лишь два-три, в которых не звучит музыка Карпентера. И какая это музыка! Созданные им саундтреки стали самостоятельным культурным наследием этого режиссёра, которое обладает удивительной узнаваемостью. Заглавные темы из «Хэллоуина», «Побега из Нью-Йорка», «Чужих среди нас» или «В пасти безумия» узнаются едва ли не с первых нот, благодаря чему уже долгие годы Карпентер является путеводной звездой не только для киноделов, но и для музыкантов.

Карпентер записал саундтрек к неснятому фильму (и поехал с ним на гастроли)


Карпентер во время исполнения темы к фильму "Чужие среди нас"

Примерно так – музыка из фильма, который никогда не был снят – Джон представил свой дебютный альбом «Утерянные темы», попавший на прилавки в 2015-ом. Имея за своей спиной богатый опыт композитора, Джон никогда не выпускал сольные пластинки. Пока три года назад не объединил усилия со своим сыном Коди и крестником Дэниелом Дэвисом и не записал инструментальный альбом с десятком треков, которые идеально легли бы на очередной фантастический хоррор, вздумай Карпентер таковой снять. Но Карпентер ничего не снимал с 2010-го, а потому внимание к чему-то новому за его авторством было повышенное. Альбом приняли с восторгом и почти 70-летний Джон впервые в жизни отправился в мировой тур, во время которого исполнил как треки из альбома, так и самые известные заглавные темы из своих фильмов. Пластинка с «Утерянными темами» была издана в том числе и на виниле и быстро стала предметом коллекционной гордости.

Карпентер пожертвовал большой карьерой ради творческой свободы


Карпентер с Куртом Расселом, которого он снял в пяти своих фильмах

Отсутствие бюджета всегда толкает автора стать мультиинструменталистом от мира кино. Из-за того, что на дебютный полный метр «Тёмная звезда» у Карпентера было всего $60.000, ему пришлось самому заниматься самыми разными этапами создания этого фильма: от сценария до монтажа. Эту привычку он сохранил навсегда и остался верен ей даже перед лицом соблазнительных контрактов на съёмки большого кино. Например, Джон отклонил предложение заняться постановкой лент «Лучший стрелок» с Томом Крузом и «Роковое влечение» с Майклом Дугласом. Последний, кстати, получил 6 номинаций на Оскар.

Но Джон выбрал путь автора, чьи фильмы становились персональным высказыванием и были в полной безопасности от вмешательства со стороны продюсеров. Недаром каждый его фильм имеет перед своим названием приставку “John Carpenter’s…”, ставшей для киноманов непререкаемым знаком качества.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Как снимали "Нечто"
2. Про создание "Вспомнить всё" (18+)
3. Какими могли быть "Звёздные Войны"
4. "Чужой": интересные факты о фильме
5. "Побег из Нью-Йорка": история создания
6. История создания "Зловещие мертвецы 2"

ЧТО ПОСЛУШАТЬ?
1. Сольный альбом Джона Карпентера
2. Сборник саундтреков из фильмов Джона Карпентера

Tags: Персона
Subscribe
promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →