?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Звёзд с неба Московский автомобилестроительный завод никогда не хватал: с самого своего основания это был типичный рабочий середнячок, собирающий малолитражки. Тем не менее, ему достался неплохой козырь в виде громких трейдмарок: сам завод изначально носил имя Коммунистического интернационала молодёжи, а его топовая модель и вовсе звалась не каким-то там «газом», а звалась гордо и по столичному.

О Москвиче и участии в его судьбе легендарного голливудского дизайнера Сида Мида мне бы и хотелось с вами поговорить.

Начну с того, что весь этот зычный нейминг имел довольно любопытную обратную сторону. На протяжении всей истории Завода очень активное участие в его развитии принимали специалисты из Западной Европы и США. Считай, идеологические соперники. Это, согласитесь, добавляет интересных красок в патриотически-политический портрет «Москвича».


Первые Москвичи -- Форды модели А

Во-первых, самому факту своего существования Завод, расположившийся в самом сердце советской России, обязан не кому иному, как американцам. В конце ’20-ых постройкой Завода наряду с советскими специалистами занималась американская автокомпания Ford. Более того, первые три года работы с конвейера сходили лицензированные Форды моделей А (легковой) и АА (грузовой).

В общем, блестящий пример того, как эфемерная мировая революция и желанный крах капитализма пасовали перед реальной потребностью в перевозке людей и грузов.

Во-вторых. Лет через тридцать, в конце ’60-ых, на заводе прошло масштабное обновление производственных мощностей и замена конвейеров. На этот раз уже с привлечением как опыта, так и оборудования автомобилестроителей из французского Renault. Это не могло не сказаться на внешнем виде выпускаемых моделей. Поставляемые за рубеж, они нередко принимались за своих западных собратьев.


Москвич-400, собранный по мотивам немецкого Opel

Немецкий Opel, по мотивам которого собрали Москвич

К слову, такое происходило и ранее: после войны из Германии в СССР было вывезено оборудование завода Opel, на основе которого в 1947-ом был выпущен Москвич модели 400 – едва ли не точная копия Opel Kadett образца 1938-го года.

Однако установка французского оборудования лишь продлила выпуск стремительно устаревающих моделей – принципиально новые решения стали появляться на Заводе лишь в 70-ые с уходом старой команды, работавшей там с самого открытия, и вступления в должность новых главного конструктора и главного художника.

Начался очень любопытный период экспериментов и невиданной ранее творческой свободы. Пришедшая молодая команда художников, которую возглавил Игорь Зайцев, стала разрабатывать смелые концепты. Среди них были варианты Москвичей-внедорожников и даже люксовые Москвичи.


Концепт Москвича, созданный коллективом И.А. Зайцева


Опытный образец Москвича-внедорожника

Но, пожалуй, самой яркой страницей в этой истории экспериментов, стало сотрудничество АЗЛК с Сидом Мидом, чьё имя наверняка знакомо въедливым любителям фантастики. Именно Мид создавал концепт-арты и занимался дизайном интерьеров, экстерьеров и кораблей для фильмов «Чужие» (корабль Сулако):

«Трон» (мотоциклы и прочий транспорт):

«Космическая одиссея 2010» (корабль Leonov):

«Короткое замыкание» (разумный робот), etc.

Не меньшей его страстью всегда были автомобили, что в полной мере проявилось во время работы над фильмом «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Сид Мид придумал дизайн спиннеров – летающих полицейских машин, ставших с годами одними из самых узнаваемых элементов фильма.


Ждала ли подобная успешная судьба Москвич – неизвестно. Но доподлинно известно, что именно Мид, в бытность своего сотрудничества с французской студией Raymond Loewy Studio, занимался разработкой Москвича будущего. По словам художника, сначала им предложили обновить салон. Но экстерьерные решения тоже появились, что и нашло отражение в этих концептах авторства Мид/Лоу:

К сожалению, контракт с дизайнером закончился, и советская сторона не стала его продлевать: все наработки Сида Мида остались неиспользованными. По крайней мере, в СССР. Вполне возможно, что какие-то его идеи потом нашли отражение в уже упомянутых спиннерах, и герой Харрисона Форда гонялся за репликантами, сидя за рулём дальнего родственника Москвича.

Москвича, который должен был стать новым поколением советских авто и, вполне вероятно, задать новое направление в отечественном машиностроении, но так и остался лишь смелой фантазией.


Советский ретрофутуризм. Москвич работы А.Ткаченко

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Стивен Кинг в СССР
История создания "Бегущего по лезвию"
Стоит увидеть:самые неожиданные фильмы 2018-го
Цифровые гладиаторы: Интересные факты о фильме "Трон"

Что было между первым и вторым фильмом "Бегущий по лезвию"

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 20 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

hellish_agony
Jan. 13th, 2018 10:07 am (UTC)
В общем, блестящий пример того, как эфемерная мировая революция и желанный крах капитализма пасовали перед реальной потребностью в перевозке людей и грузов.

В общем блестящий пример отсталости царского правления в России и хороший пример того, как эту отсталость побеждали. Автор делает выводы, что есть палец длинный то он - обязательно должен быть х**м.
aleksei_turchin
Jan. 13th, 2018 10:20 am (UTC)
Шёл 2018-ый...
Сейчас бы спорить об отсталости одной из пяти ведущих экономик мира.
Vas Vasilievich
Jan. 13th, 2018 11:32 am (UTC)
"Возглавляют список крупнейших экономик по данным за прошлый год КНР ($19,7 трлн), США ($18,3 трлн) и Индия ($7,9 трлн). В пятерку также входят Япония ($4,8 трлн) и Германия ($3,8 трлн). Великобритания и Франция уступают РФ, занимая девятую и десятую строчки рейтинга соответственно."
Скрепы, при этом Россия на первом месте по природным ресурсам, по территории.
aleksei_turchin
Jan. 13th, 2018 11:35 am (UTC)
Речь идёт о царском периоде правления в России; в частности, предреволюционном его периоде.
hellish_agony
Jan. 13th, 2018 11:54 am (UTC)
1916 год в каждом селе церковь и кабак
1976 в каждом селе ДК, медпункт, библиотека, школа, колхоз/заводик
2016 в каждом селе церковь и кабак
hellish_agony
Jan. 13th, 2018 11:57 am (UTC)
Действительно. Что тут спорить. В годах 60-х СССР был минимум - вторая экономика мира. А вы уже прям очень радуетесь что хоть на пятое место попали.
zloi_vicik
Jan. 14th, 2018 12:56 am (UTC)
В 60х, кстати, газ и нефть в Тюмени еще промышленно не добывали, реально газ откуда был? Внезапно в основном украинский... про уголь и зерно рассказать?
kocclow_1975
Jan. 13th, 2018 06:30 pm (UTC)
Хм. Причем тут царское правительство? В 1916 году было заложено несколько автомобильных заводов, тот же АМО успели запустить и выпускать ФИАТЫ уже при большевиках, промышленность РИ входила в пятерку мировых лидеров именно в первые годы советов она и обрушилась, так что "благодаря" большевикам заводы открылись на десять-пятнадцать лет позже.
hellish_agony
Jan. 13th, 2018 08:28 pm (UTC)
Вы еще скажите что это Ленин лично ввел РИ в первую мировую войну и Ленин же лично уговорил господина императора покинуть свой трон.
kocclow_1975
Jan. 13th, 2018 08:40 pm (UTC)
Вообще-то России объявили войну, так что понятие "ввел" звучит странно, эдак можно заявить, что Сталин ввел СССР в ВОВ. А уж в эпичном оазгроме промышленности РИ большевики приняли деятельное участие и к 1923 году показатели рухнули в десяток раз.
hellish_agony
Jan. 13th, 2018 08:29 pm (UTC)
Тут скорее, если бы не большевики, то в вашей любимой РИ было бы что то вроде непрекращающегося майдана.
kocclow_1975
Jan. 13th, 2018 08:47 pm (UTC)
Вы расистка? Почему это везде сумели разобраться и порядок навести без большевиков, а в России все бы шумели и баррикады строили?
Даже из войны более-менее нормально у большевиков не вышло, умудрились отдать немцам Донбасс и Прибалтику, лишились портов и угля со сталью, заводы встали, к весне 1918 года армию распустили, т.е. потребность в пропитании 10 млн солдат отпала, но еда, при чутком руководстве, почему-то кончилась и пришлось рабочих со вставших фабрик и заводов отправлять в деревни на добычу хлеба.