?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Звёзд с неба Московский автомобилестроительный завод никогда не хватал: с самого своего основания это был типичный рабочий середнячок, собирающий малолитражки. Тем не менее, ему достался неплохой козырь в виде громких трейдмарок: сам завод изначально носил имя Коммунистического интернационала молодёжи, а его топовая модель и вовсе звалась не каким-то там «газом», а звалась гордо и по столичному.

О Москвиче и участии в его судьбе легендарного голливудского дизайнера Сида Мида мне бы и хотелось с вами поговорить.

Начну с того, что весь этот зычный нейминг имел довольно любопытную обратную сторону. На протяжении всей истории Завода очень активное участие в его развитии принимали специалисты из Западной Европы и США. Считай, идеологические соперники. Это, согласитесь, добавляет интересных красок в патриотически-политический портрет «Москвича».


Первые Москвичи -- Форды модели А

Во-первых, самому факту своего существования Завод, расположившийся в самом сердце советской России, обязан не кому иному, как американцам. В конце ’20-ых постройкой Завода наряду с советскими специалистами занималась американская автокомпания Ford. Более того, первые три года работы с конвейера сходили лицензированные Форды моделей А (легковой) и АА (грузовой).

В общем, блестящий пример того, как эфемерная мировая революция и желанный крах капитализма пасовали перед реальной потребностью в перевозке людей и грузов.

Во-вторых. Лет через тридцать, в конце ’60-ых, на заводе прошло масштабное обновление производственных мощностей и замена конвейеров. На этот раз уже с привлечением как опыта, так и оборудования автомобилестроителей из французского Renault. Это не могло не сказаться на внешнем виде выпускаемых моделей. Поставляемые за рубеж, они нередко принимались за своих западных собратьев.


Москвич-400, собранный по мотивам немецкого Opel

Немецкий Opel, по мотивам которого собрали Москвич

К слову, такое происходило и ранее: после войны из Германии в СССР было вывезено оборудование завода Opel, на основе которого в 1947-ом был выпущен Москвич модели 400 – едва ли не точная копия Opel Kadett образца 1938-го года.

Однако установка французского оборудования лишь продлила выпуск стремительно устаревающих моделей – принципиально новые решения стали появляться на Заводе лишь в 70-ые с уходом старой команды, работавшей там с самого открытия, и вступления в должность новых главного конструктора и главного художника.

Начался очень любопытный период экспериментов и невиданной ранее творческой свободы. Пришедшая молодая команда художников, которую возглавил Игорь Зайцев, стала разрабатывать смелые концепты. Среди них были варианты Москвичей-внедорожников и даже люксовые Москвичи.


Концепт Москвича, созданный коллективом И.А. Зайцева


Опытный образец Москвича-внедорожника

Но, пожалуй, самой яркой страницей в этой истории экспериментов, стало сотрудничество АЗЛК с Сидом Мидом, чьё имя наверняка знакомо въедливым любителям фантастики. Именно Мид создавал концепт-арты и занимался дизайном интерьеров, экстерьеров и кораблей для фильмов «Чужие» (корабль Сулако):

«Трон» (мотоциклы и прочий транспорт):

«Космическая одиссея 2010» (корабль Leonov):

«Короткое замыкание» (разумный робот), etc.

Не меньшей его страстью всегда были автомобили, что в полной мере проявилось во время работы над фильмом «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Сид Мид придумал дизайн спиннеров – летающих полицейских машин, ставших с годами одними из самых узнаваемых элементов фильма.


Ждала ли подобная успешная судьба Москвич – неизвестно. Но доподлинно известно, что именно Мид, в бытность своего сотрудничества с французской студией Raymond Loewy Studio, занимался разработкой Москвича будущего. По словам художника, сначала им предложили обновить салон. Но экстерьерные решения тоже появились, что и нашло отражение в этих концептах авторства Мид/Лоу:

К сожалению, контракт с дизайнером закончился, и советская сторона не стала его продлевать: все наработки Сида Мида остались неиспользованными. По крайней мере, в СССР. Вполне возможно, что какие-то его идеи потом нашли отражение в уже упомянутых спиннерах, и герой Харрисона Форда гонялся за репликантами, сидя за рулём дальнего родственника Москвича.

Москвича, который должен был стать новым поколением советских авто и, вполне вероятно, задать новое направление в отечественном машиностроении, но так и остался лишь смелой фантазией.


Советский ретрофутуризм. Москвич работы А.Ткаченко

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Стивен Кинг в СССР
История создания "Бегущего по лезвию"
Стоит увидеть:самые неожиданные фильмы 2018-го
Цифровые гладиаторы: Интересные факты о фильме "Трон"

Что было между первым и вторым фильмом "Бегущий по лезвию"

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 20 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

( 104 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ersi13
Jan. 5th, 2018 06:53 am (UTC)
Жаль, что такие "космичи" не стали реальностью)
aleksei_turchin
Jan. 5th, 2018 08:42 am (UTC)
Ничего)
Ещё придёт их время:
(no subject) - ersi13 - Jan. 5th, 2018 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 5th, 2018 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - ersi13 - Jan. 5th, 2018 10:13 am (UTC) - Expand
летающий - bhaga - Jan. 5th, 2018 05:14 pm (UTC) - Expand
летающий - aleksei_turchin - Jan. 8th, 2018 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrej_ab - Jan. 13th, 2018 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ersi13 - Jan. 15th, 2018 06:34 am (UTC) - Expand
livejournal
Jan. 5th, 2018 07:29 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
plymph
Jan. 5th, 2018 08:07 am (UTC)
412-ый был отличной машиной, мой родственник с большой неохотой пересел на ВАЗ (когда в конце Союза директор ВАЗа стал министором и стал зажимать АЗЛК в пользу своего завода)
2140 тоже говорят был неплохой тачилой
aleksei_turchin
Jan. 5th, 2018 08:56 am (UTC)
412-ый даже за рубеж гнали и не куда-нибудь а в Бельгию, например: там даже сборка была налажена и вот такие промки делали симпатичные)
(no subject) - craftwr - Jan. 5th, 2018 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - aeropax - Jan. 13th, 2018 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kocclow_1975 - Jan. 13th, 2018 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrey_amso - Jan. 13th, 2018 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Михайлов - Jan. 14th, 2018 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andrey_amso - Jan. 14th, 2018 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Владимир Михайлов - Jan. 14th, 2018 03:22 pm (UTC) - Expand
romanetto
Jan. 5th, 2018 08:11 am (UTC)
Какой познавательный материал с утра! Интереснейший факт, конечно, про Мида)
"блестящий пример того, как эфемерная мировая революция и желанный крах капитализма пасовали перед реальной потребностью в перевозке людей и грузов" - ну идеологически было хорошо, если бы социалистическая страна процветала и вызывала симпатии у привлекаемых западных кадров))
aleksei_turchin
Jan. 5th, 2018 09:35 am (UTC)
Само собой, все силы на пробуждение зависти)) догнать и перегнать, вот это вот всё))
Спасибо! Никогда бы не подумал, что у Москвича и Сида Мида есть общая страница биографии)
(no subject) - 13lad - Jan. 13th, 2018 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Jan. 13th, 2018 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - 13lad - Jan. 13th, 2018 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kocclow_1975 - Jan. 13th, 2018 06:46 pm (UTC) - Expand
craftwr
Jan. 5th, 2018 09:46 am (UTC)
А у Ткаченко сплошные негротачки, советского там нет.
i_ty_toje
Jan. 5th, 2018 02:58 pm (UTC)
А было бы прикольно
aleksei_turchin
Jan. 8th, 2018 07:07 am (UTC)
Ещё как.
Жаль, чуть-чуть не дожали.
bhaga
Jan. 5th, 2018 05:18 pm (UTC)
Автозаводская
очень подробно, спасибо.
сколько же надо всего "перелопатить", чтобы такой разбор написать?

мне вдвойне было интересно читать, так как я целых два года жил в Москве на станции метро "Автозаводская". Ну, буквально в теме всего вопроса. Но на тот момент там уже вроде все производство закрылось...

aleksei_turchin
Jan. 8th, 2018 07:32 am (UTC)
Re: Автозаводская
Да, производство закрыли( В конце 90-ых пытались новые рубежи освоить, делали что-то люксовое даже, но увы.

На добром слове - спасибо! Мне приятно)
(no subject) - aeropax - Jan. 13th, 2018 12:12 pm (UTC) - Expand
alba_ruthenia01
Jan. 6th, 2018 12:08 am (UTC)
Алексей, простите за личный вопрос, Ваша мама случайно не Ольга Турчина, которая живет теперь в Германии? Мы были с ней раньше знакомы.
aleksei_turchin
Jan. 8th, 2018 07:46 am (UTC)
К сожалению, нет.
Хотя, как ни странно, в Германии мы жили. Но ещё в те времена, когда на её флаге был золотой циркуль)
balahnina
Jan. 7th, 2018 06:00 pm (UTC)
о..сколько нам открытий чудных..(с)
aleksei_turchin
Jan. 8th, 2018 08:15 am (UTC)
Сам немного обалдел!
Ещё бы чуть-чуть и гонять нам на голливудских москвичах))
(no subject) - balahnina - Jan. 9th, 2018 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 9th, 2018 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - balahnina - Jan. 9th, 2018 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aeropax - Jan. 13th, 2018 12:11 pm (UTC) - Expand
joker29
Jan. 8th, 2018 04:17 pm (UTC)
Не в тему, но в 80-е папа работал на ЗИЛе)
aleksei_turchin
Jan. 9th, 2018 06:43 am (UTC)
Мы - пионеры, дети рабочих)
А вообще понял - вызов принят: пойду искать, кто там с ЗИЛом сотрудничал... Ральф МакКуори?))
angel_oleg66
Jan. 13th, 2018 09:41 am (UTC)
Алексей, здравствуйте!
Мне кажется, что на фото номер 4 всё тот же Москвич.
aleksei_turchin
Jan. 13th, 2018 10:04 am (UTC)
Здравствуйте, Олег.
Я проверял исходники:




Но у них сходство до степени смешения. Так что, да, не исключаю, что на обеих фото Москвичи)
(no subject) - abhokk - Jan. 13th, 2018 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rodder - Jan. 13th, 2018 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rodder - Jan. 13th, 2018 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emcaplette - Jan. 13th, 2018 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rodder - Jan. 13th, 2018 10:48 pm (UTC) - Expand
hellish_agony
Jan. 13th, 2018 10:07 am (UTC)
В общем, блестящий пример того, как эфемерная мировая революция и желанный крах капитализма пасовали перед реальной потребностью в перевозке людей и грузов.

В общем блестящий пример отсталости царского правления в России и хороший пример того, как эту отсталость побеждали. Автор делает выводы, что есть палец длинный то он - обязательно должен быть х**м.
aleksei_turchin
Jan. 13th, 2018 10:20 am (UTC)
Шёл 2018-ый...
Сейчас бы спорить об отсталости одной из пяти ведущих экономик мира.
(no subject) - Vas Vasilievich - Jan. 13th, 2018 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 13th, 2018 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - hellish_agony - Jan. 13th, 2018 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - hellish_agony - Jan. 13th, 2018 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - zloi_vicik - Jan. 14th, 2018 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - kocclow_1975 - Jan. 13th, 2018 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hellish_agony - Jan. 13th, 2018 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kocclow_1975 - Jan. 13th, 2018 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hellish_agony - Jan. 13th, 2018 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kocclow_1975 - Jan. 13th, 2018 08:47 pm (UTC) - Expand
glebwiktorow
Jan. 13th, 2018 11:55 am (UTC)
Интересно, что даже перед развалом СССР в 1990 на завод приезжал премьер-министр Люксембурга, а Москвичи шли на экспорт в Колумбию, Аргентину, Уругвай (даже пикапы 2335, до сих пор там продаются), в Югославию, на Кипр, в ЮАР, Египет, на Шри-Ланку, в Венгрию, ФРГ, Францию. Жаль, что прикончили его, жлобье...
Vas Vasilievich
Jan. 13th, 2018 12:00 pm (UTC)
А так жаль завод, одна из лучших автоматизированных линий не только в СССР была.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 104 comments — Leave a comment )