?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Провидцы Голливуда с завидным постоянством воплощают на экране сценарии вероятного будущего. И пускай на первый план в их работах выходят совершенно разные сюжеты – от охоты человека на взбунтовавшихся “синтетиков” до борьбы “избранного” против всесильного ИИ – всех их объединяет одно: острое предчувствие неминуемого превращения мира будущего в антиутопию. Экономический дисбаланс, экологические катастрофы или неудержимая тяга учёных к экспериментам порождают страхи, бьющие по двум главным нашим болевым точкам: опасению за своё благосостояние и своё здоровье.

К сожалению, рассуждая о степени точности таких предикций, густо рассыпанных по фильмам-антиутопиям времён эры VHS (как самым колоритным), легко поддаться ложному искушению и избрать метод аналогии, когда труд провидцев не препарируется на предмет его аллегоричности, а подгоняется под современные реалии с дальнейшим выяснением аккуратности буквального соответствия одного другому. Иными словами, фильм расчленяется до уровня обособленных ярких образов – вроде доски-ховерборда МакФлая – искомых в сегодняшней повседневности, в то время как весь идейный пласт, пропитанный сатирой и/или тревожным предупреждением, со временем быстро выхолащивается или же остаётся нерасшифрованным вовсе.

Вот лишь некоторые примеры такой ленивой недальновидности.

«РобоКоп» Пола Верховена остался в памяти масс кровавым и нержавеющим, как доспех детройтского копа, боевиком о бронированном полисмене. В то время как голландский бунтарь как мог предупреждал об опасности сращивания бизнеса с властью и всесилии спрута капитализма, без труда запускающего свои щупальца в госаппарат и легко подчиняющего себе – в лице департамента полиции – отдельные его муниципальные институты со всеми лоббистскими и коррупционными вытекающими, справиться с которыми может едва ли не библейская сила в лице принявшего мученическую смерть и воскресшего блюстителя правопорядка.


Помимо сатиры, фильм полон религиозных аллюзий:
по замыслу Верховена, РобоКоп -- современная версия Спасителя

«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта воспринимается лиричным нуаром; практически мелодрамой. В то время как опытный британский клипмейкер вовсю пугал неотвратимой непоправимостью экологических катастроф и губительностью попыток человека примерить на себя образ бога, создавшего существо по своему образу и подобию.


Мир "Бегущего..." -- отравленная атмофсера и почти полное истребление фауны

«Терминатор» Джеймса Кэмерона в памяти масс остался трёхкопеечным хоррором, в котором на современного зрителя ужас наводят не обещания ядерной зимы и даже не хладнокровный робот-убийца из будущего (как персонифицированный символ страшной силы технологий), а устаревшие спецэффекты. И это в то время, как визионер-самоучка наглядно показал результаты ядерного холокоста как прямое следствие гонки вооружений и Холодной войны, новый виток которых набирает силу на наших с вами глазах.


Руины цивилизации и новые властелины Земли -- бездушный ИИ

«Звёздный десант» и снова непонятый Верховен, чей фильм уже два десятилетия поносят как агитку и чуть ли не информационную артподготовку накануне экспансии США и их сателлитов на Восток, случившуюся через 5 лет после релиза фильма. И это в то время, когда даже минимального усилия хватает, чтобы под слоем нарочитого ура-патриотизма с лёгкостью рассмотреть сатиру как на стремительно милитаризируемое общество, так и на государство, чьими единственными друзьями являются армия и флот десантники.


Пол Верховен на съёмках "Звёздного десанта"

«Они живут!» Джона Карпентера – регулярный завсегдатай подборок фильмов о пришельцах и, на первый взгляд, типичный B-movie. Хотя другого такого произведения, столь точно и при этом иносказательно изобличающего пороки общества потребления, неудержимо сползающего в выгребную яму “вещизма”, найти почти невозможно. «Спи!», «Потребляй!», «Деньги – твой бог!»: преподнесённые как лозунги инопланетных захватчиков, в нашей с вами повседневности они вызывают ассоциации не с пришельцами и научной фантастикой, а с вездесущей и неистребимой плесенью зомбирующей рекламы, бомбардирующей наше сознание 24/7.


Мы спим. Они живут

Как видите, каждый из предлагаемых режиссёрами сценариев будущего по-своему неприятен, но, за исключением, разве что, работы Карпентера, все они остались или вовсе нереализованными, или реализованными не до конца. Каждый, кроме одного – сценария, описанного в «Бегущем человеке», справившего на днях 30-ую годовщину со дня премьеры.

Фильм скроен по лекалам компьютерной игры, в которой герой проходит уровень за уровнем, решает головоломки, сражается с минибоссами, убивает босса главного и заполучает принцессу. Яркое, кровавое, стремительное, практически костюмированное шоу о неогладиаторах, которым даётся шанс искупить свои грехи перед обществом через очищающий огонь схваток с вооружёнными до зубов сталкерами – таким фильм представляется на первый взгляд: пустячковым развлечением; именно о таких снисходительно говорят “cheesy movie” или “guilty pleasure”.

Но давайте посмотрим на него внимательней.


Вступительные титры "Бегущего...". Звучит знакомо?

Стоит отодвинуть на второй план развлекательную составляющую – и перед нами оказываются весьма любопытные штрихи к портрету воображаемого 2017-го: контроль СМИ, полицейское государство, экономический кризис, преступность – вот лишь немногие характерные черты показанного общества, скрытые за грохотом схваток. Но и они не конечная цель нашего исследования (в конце концов, эти “особые приметы”, в некотором смысле, немного растеряли свою художественную силу, шагнув с широких экранов и страниц книг на наши улицы, став почти обыденными). Важно другое. Эти штрихи – ключевая ступенька на пути к изобличению глубинной проблемы и образа главной угрозы: медиа!


"И вновь в эфире капитал-шоу «Бегущий человек»!"

Что из себя представляет мир «Бегущего…» за вычетом поединков и классических атрибутов антиутопии? Это мир, в котором первая скрипка принадлежит медиа и телевидению, как главному средству массового поражения. Экономика стагнирует; власть узурпирована; действуют дневные и ночные комендантские часы; инакомыслие подавляется – но, похоже, до этого никому нет дела. Все смотрят «Бегущего человека» –  самое популярное телевизионное шоу в истории, сполна удовлетворяющее потребности человека в зрелищах (люди остервенело рвут друг другу плоть в режиме реального времени) и в хлебе – зрители поголовно вовлечены в систему тотализаторов и денежных ставок на “первую кровь” или “первую смерть”.


«Бегущий человек» -- шоу, которое смотрит даже твоя бабуля

Респектабельный бомонд в VIP-ложах; яппи и клерки в дорогих костюмах; домохозяйки и миловидные бабушки в бусах; безработные, нелегалы, простые работяги – вот аудитория «Бегущего…», который транслируется не только в каждый дом, но и на гигантские экраны на улицах городов.

the_running_man.jpg
Героев передачи дегуманизируют и "подают" как беговую лошадь или бойцовую рыбку

Монополия на “первую кнопку пульта” и ставка на правильный контент, апеллирующий к нашим низменным физиологическим потребностям, даёт государству полный контроль над массовым сознанием. Пока население смотрит ящик – выстроенная медийная диктатура находится в абсолютной безопасности, а если ей что-то угрожает – в ход идёт бессовестная ложь.


Сфабриковав видеоматериалы, героя можно не только оклеветать, но и "убить"

Взглянем на отлаженные жернова новостных пропагандистов мира «Бегущего…». Главный герой, ещё вчера бывший полицейским (частью Системы), отказался выполнять неправомочный приказ и вмиг оказался этой Системой сожранным. Его не только упекают в тюрьму, но и прибегают к манипулятивным инструментам, пуская в эфире шоу «Бегущий человек» и по новостным каналам сфабрикованные репортажи о зверствах, якобы учинённых протагонистом. Вот он десятками расстреливает мирных жителей, а вот безжалостно убивает невинных во время своего побега из исправительного учреждения. Каждый такой выпуск, разумеется, сопровождается неопровержимыми доказательствами и красочными видеоматериалами с мест событий. И каждый такой выпуск – вопиющая, но, за неимением противовеса, безнаказанная ложь. И будучи повторённой неоднократно, она легко укореняется в массовом сознании и довольно быстро у аудитории формируется образ ненавистного врага.

Fake news в чистом виде.


Сделав ставки, публика бьётся почти в религиозном экстазе

Но даже после такого мощного изобличающего залпа по “Геббельс-ТВ”, скрытого за конфликтом невинно осуждённого главного героя и ведущего телепрограммы (как “лица” и рупора госпропаганды), просмотр оставляет зрителя один на один с самым неочевидным и наиболее неприятным посылом. Вспомните сцену, когда протагонист убивает сталкера (это случилось на передаче впервые). Многомиллионная аудитория, ещё минуту назад радостно хлопающая в ладошки при виде крови “бегущих”, замерла в траурном молчании: на их глазах погиб их кумир. Когда же гибнет следующий сталкер, публика молниеносно адаптируется и начинает ставить деньги на жертву! Её людоедское прошлое и демонический образ, так старательно создаваемый телевизионщиками, быстро отходит на второй план – какая разница, сколько он поубивал десятков ни в чём не повинных прохожих, когда на нём можно заработать отличные деньги?

По законам жанра, фильм заканчивается хэппи эндом. Но как и в случае со «Вспомнить всё», финал легко оказывается перевёртышем, в котором таится главное предостережение: в мире победившего зомбоящика главный злодей не Большой брат, не всесильное государство и не ведущий отупляющего шоу. Главный злодей – зритель, под радостное улюлюканье которого всё это стало возможным.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
25 лет "Вспомнить всё" (18+)
Каким мог быть "Терминатор 2"
"Побег из Нью-Йорка": исследование VHS-культа
Почему '80-ые продолжают влиять на современную культуру
"Бегущий по лезвию": что было между первым и вторым фильмом

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

( 129 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
bordur_007
Nov. 23rd, 2017 06:27 am (UTC)
самое печальное и ужасное, что такие вот пророчества что в книгах что в картинах общество не замечает, погрязнув в них по макушку. Всем все равно ибо теперь это стало нормой. как у мистера Фримана "спать-срать-жрать". Все мы заложники вещей в какой-то мере, но само общество как толпа вещь опасная и страшная когда коллективный "разум" своим количеством превалирует над отдельным мыслящим индивидом, которого из-за иного мнения эта же толпа посадит на кол.
Отличный пост, дружище! Собственно, как и всегда!
navalnypresiden
Nov. 27th, 2017 08:52 am (UTC)
Нда, прям как у Соловьева с Киселевым с их хохлами-фашистами и оппозиционерами-иностранными агентами, ну и свой диктатор присутствует
(no subject) - vladimirus_vvs - Nov. 27th, 2017 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - posadnik - Nov. 27th, 2017 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prozektor65 - Nov. 30th, 2017 02:05 am (UTC) - Expand
balahnina
Nov. 23rd, 2017 06:42 am (UTC)
Все так и есть.
Деньги. Все, что можно на них купить.
Все, а чем можно заработать не утруждаясь.
Потребительство.
Ничего не делая вкусно есть, сладко спать.
Именно с попустительства общества творятся беды.
Всегда так было(
Спасибо за пост,Леш.
suka_san
Nov. 23rd, 2017 07:36 am (UTC)
Откуда у них ПРЕДЧУВСТВИЕ антиутопии, если они её много раз на разных континентах воссоздавали в реальности? Что можно предвидеть, живя фактически в этом, и не зная ничего другого? Риторический вопрос. И в головы зрителей надо вбивать то же самое: страх перед будущим. Без вариантов.
posadnik
Nov. 27th, 2017 01:38 pm (UTC)
соглашусь.
Какое, к богоматери, предчувствие, когда Маркузе еще в 67-м писал: по степени тоталитарности т.н. "буржуазные демократии" оставляют далеко позади и СССР, и рейх.
alexfilmfreak
Nov. 23rd, 2017 07:42 am (UTC)

Все очень точно подмечено.Самок страшное,что человечество не учится на этом.

navalnypresiden
Nov. 27th, 2017 08:53 am (UTC)
Россия не учится, а остальное человечество вполне норм
(no subject) - prozektor65 - Nov. 30th, 2017 02:10 am (UTC) - Expand
azuzuuu
Nov. 23rd, 2017 08:02 am (UTC)
Ну к стати в тему:

craftwr
Nov. 23rd, 2017 08:36 am (UTC)
Фильм снят по роману Ричарда Бахмана ака Стивен Кинг "Бегущий человек", тем более снята Цена риска (1982). французкий фильм, а "Бегущий" 1987.

И в 2000 году было шоу "Остаться в живых"..Практически прямая аналогия, не говоря про "За стеклом" и "Дом 2".
abpez
Nov. 25th, 2017 09:54 am (UTC)
Надо сказать, что книжка круче. Фильм охватывает только часть событий ЕМНИП. И концовка романа вообще шикарная.
(no subject) - craftwr - Nov. 25th, 2017 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - Дмитрий Авсянкин - Nov. 27th, 2017 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - fotom - Nov. 27th, 2017 01:11 pm (UTC) - Expand
toiven
Nov. 23rd, 2017 09:18 am (UTC)
Ничего не смотрела((
Звездные войны тока.
corel76
Nov. 23rd, 2017 10:36 am (UTC)
да, вот такой он, буржуазный мир западного чистогана...)
navalnypresiden
Nov. 27th, 2017 08:54 am (UTC)
А какой он, восточного чистогана?
(no subject) - corel76 - Nov. 27th, 2017 09:30 am (UTC) - Expand
olgalit
Nov. 23rd, 2017 12:37 pm (UTC)
отличный пост, спасибо))))
и тем сильнее на этом фоне мне нравится "Бегущий по лезвию 2047". Вильневу удалось, на мой взгляд, за счет грамотно выстроенной картинки, растянутого хронометража и неторопливости, буквально погрузить зрителя в безрадостный мир будущего, и если уж зритель не понял ничего умом, то то, что прочувствовал на уровне ощущений - однозначно.
pita4og
Nov. 23rd, 2017 01:52 pm (UTC)
Фига у тебя прямо политический текст вышел. Философ!!

Мне кстати "Бегущий человек" безумно нравился. Прикольно, что он вернулся некоторое время назад с этими посылами, но в лице "Голодных игр". Я имею в виду, что ведь структура и мысли фоном аналогичные, реализация иная и аудитория как бы тоже.

«Они живут!» странным образом всплыл у меня второй раз за неделю. Может намек, что надо таки пересмотреть нетленку.
i_ty_toje
Nov. 23rd, 2017 04:28 pm (UTC)
все сбудется и мы все умрем
helevatory
Nov. 23rd, 2017 04:33 pm (UTC)
И есть настоящие перцы, которые смотрят эту хуйню за деньги.
Куда мир котится...
olsim68
Nov. 23rd, 2017 05:01 pm (UTC)
Не поверишь - есть перцы, которые не только смотрят фильмы за деньги... Они еще и еду иногда покупают в ресторане, а не готовят дома!
(no subject) - helevatory - Nov. 23rd, 2017 05:06 pm (UTC) - Expand
ass_ruero
Nov. 23rd, 2017 04:51 pm (UTC)
И восстали машины из кала...
apollo_musaget
Nov. 23rd, 2017 05:06 pm (UTC)
Загад не бывает богат.
onlvhkmtr
Nov. 23rd, 2017 05:07 pm (UTC)
А гдзе хоум-видео, на котором трупец Хворостовского принимает золотой дождь?
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 129 comments — Leave a comment )