?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К середине '90-ых Джеймс Кэмерон добился огромного успеха благодаря суровым фантастическим боевикам вроде «Чужих» или «Терминатора». Публика и студии ждали от режиссёра покорения новых вершин жанра, но Кэмерон резко изменяет правила игры и снимает не просто исторический фильм, а, возможно, величайшую love-story – «Титаник».

В честь 20-ой годовщины со дня мировой премьеры, предлагаю вам узнать о самых ярких эпизодах создания этого легендарного фильма.

До съёмок

Джеймс Кэмерон давно положил глаз на владения Посейдона. В 1989-ом он снял гуманистически-инновационную «Бездну»; в марте 2012-го им была покорена Марианская впадина (Джим стал первым её гостем аж с 1960-го!); а действие сиквелов «Аватара» развернётся, в том числе, в пучинах морей планеты Пандоры.


Кэмерон во время подводных съёмок фильма "Бездна" (1989)

Одной из граней этой его водной страсти является жгучий интерес к знаменитым кораблекрушениям. Например, в 2002-ом году он снял для канала Discovery документальный фильм про гордость гилеровской Германии — линкор «Бисмарк», потопленный в 1941-ом и ставший братской могилой для 2.000 моряков.

Но вне всяких сомнений, самым известным объектом интереса Кэмерона стала другая катастрофа — крушение пассажирского суперлайнера «Титаник», со студенческой скамьи бывшая для него "Эерестом среди кораблекрушений". Кэмерон грезил экспедицией, и однажды к нему пришла шикарная идея: заставить Голливуд проспонсировать его авантюру. Много лет спустя на одной из пресс-конференций, посвящённой выходу «Титаника» в 3D, Джим сделал шутливое признание:

"Мне не столько хотелось сделать фильм, сколько спуститься к месту крушения".


Номер газеты с новостью о крушении лайнера "Титаник"

Написав сценарий, Джим отправился с ним к боссам студии ХХ век Фокс, где изложил фабулу фильма как «Ромео и Джульетта на корабле». В ответ он услышал нечто типа «Окей, Джим... Трёхчасовой романтический эпик – это как раз то, что нужно. А есть ли там перестрелки или погони? Есть там что-то в духе «Терминатора»?» Получив отрицательный ответ, студия всё же дала Джиму зелёный свет, т.к. надеялась на долгосрочное сотрудничество… Сотрудничество вышло и впрямь долгосрочным, ведь следующий совместный проект Кэмерона со студией Фокс случился спустя лишь 12 лет в уже упоминавшемся «Аватаре».

Итак, Джеймсу нужно было обосновать необходимость натурных съёмок. Фильм решили начать с эпизода, где исследователи снуют среди проржавелых останков былого величия в поисках алмаза. Но почему бы не сделать это в декорациях, с макетами и компьютерной графикой? На такое пошлое предложение Кэмерон ответил:

"Если стоимость такой реализации будет икс рублей, то лучше потратить икс плюс 30 процентов и снять всё на месте взаправдашнего крушения!"

Съёмки на воде стартовали в 1995-ом. За время "Атлантической" командировки Джим и Ко совершили более 10 погружений к реальным обломкам Титаника, испытывая давление в 6.000 фунтов на квадратный дюйм и рискуя быть раздавленными из-за малейшей трещинки. Несмотря на привлечение самой передовой техники и российских специалистов, без инцидентов подобные погружения не обошлись: однажды батискаф задел винтом корабль – никто не пострадал, но знаменитая парадная лестница, живописно показанная в фильме, была сильно повреждена.


Интерьеры "Титаника"

Работа на глубине велась очень кропотливая: за время съёмок киношники провели с кораблём времени больше, чем сами пассажиры. В результате вся команда стала испытывать чувство глубокой несправедливости и скорби, ведь описываемые в фильсе события произошли с реальными людьми, которые погибли. Джим это прокомментировал так:

Это не просто история, это трагедия. И я чувствовал огромную ответственность, стараясь правильно всё передать.

По завершении натурных съёмок, Джим сосредоточился на доработке сценария, желая почтить память погибших безупречной работой. Он привлёк историков, собрал и изучил гигантскую библиотеку, расписал схемы отношений команды и пассажиров, составил график последнего дня на лайнере. В таком темпе режиссёр проработал шесть месяцев. Общий же подготовительный период занял около пяти лет.


Оригинальный сценарий Джеймса Кэмерона

Закончив сценарий, Кэмерон выступил со соледующим заявлением:

"Все мои фильмы – истории любви. Титаник – не фильм катастрофа. Это любовная история на фоне исторического события. И когда любовь Джека и Роуз будет разрушена – зритель будет оплакивать её как реальную трагедию".

Но от слов – к делу. Заручившись помощью Ирландской судостроительной компании «Harlandand Wolff», Джим стал строить гигантские реплики Титаника. Благо, корабелы даже предоставили оригинальные чертежи посудины. А чтобы было куда это добро в натуральную величину поместить, в одном из мексиканских заливов арендовали 40 акров водной глади, а рядом выстроили бассейн водоизмещением 17 млн. галлонов.


Один из макетов "Титаника"

Внутри декораций всё было не менее эпично, чем снаружи. Комнаты, мебель, ковры, посуда, одежда, их цвета и дизайн – всё было воссоздано из натуральных материалов по фотографиям и чертежам. А для проверки результатов даже привлекли двух Титаниковедов! Более того, всю необходимую утварь предоставила компания «Уайт Стар Лайн»: та самая, что заниалась снабжением настоящего Титаника!

Итак, всё готово для того, чтобы начать вдыхать жизнь в этот оживший призрак.

Съёмки

В роли Джека Доусона режиссёр видел только ДиКаприо. Но это не значит, что студия не рассматривала другие кандидатуры. В их число попал Кристиан Бэйл, Том Круз, Мэттью МакКоннахи и даже Маколей Калкин. МакКонахи, к слову, был студийным фаворитом.


На месте ДиКаприо едва не оказался Мэттью Макконахи

Список желающих вжиться в образ Роуз был куда внушительней. За роль бились Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Энистон, Николь Кидман, Кэмерон Диаз, Мадонна, Джоди Фостер, и даже Шерон Стоун.


Для Кейт Уинслет съёмки в "Титанике" стали одной из первых киноролей

Жениха Роуз должен был изобразить Майкл Бьен — завсегдатай фильмов Кэмерона: они работали в обоих «Терминаторах», «Бездне» и «Чужих». Другими кандидатами были Пирс Броснан, Эдриэн «Горец» Пол и Руфус Сьюэлл. В итоге роль отошла Билли Зэйну: которого режиссёр заметил в фильме «Фантом».

Кстати, о Зэйне. Помните сцену его ссоры с Роуз? По сценарию девушка д.б. плюнуть в лицо ревнивца. Вместо слюны, живописно стекающей по его щеке, хотели исользовать яичный белок. В сцене, которая попала в финальынй монтаж ленты, вместо белка использовался вазелин.

А вот первой совместной сценой, в которой снялись Лео и Кейт, стал эпизод с ню-портретом. Дело в том, что масштабные декорации всё ещё не были готовы, и Кэмерон чуть ли не из пальца высосал этот момент, лишь бы занять главных героев.

Между прочим, рисующие руки ДиКаприо принадлежат самому Кэмерону.


Джим и Лео во время съёмок одной из самых пикантных сцен фильма

Занятно ещё вот что. Джим — левша, а Лео — правша. Поэтому на стадии постпродакшена делали инверсию кадра, чтобы всё было максимально правдоподобно. Также инверсию делали самому Титанику, отчаливающему от британского порта: Джим снимал один борт, а настоящий Титаник в 1912 прислонялся к пирсу другим.

Как видите, Кэмерон точен до последней мелочи.

К сожалению, у подобного перфекционизма существовала и обратная сторона. Его маниакальный и бескомпромиссный идеализм стал настоящей страшилкой для всей команды. «God damn it! Тhat's exactly what I didn't want!» — именно эту фразу было слышно на площадке чаще всего. Молодцом держался только Билл Пэкстон (исполнивший роль исследователя обломков): у Кэмерона он снимался в «Терминаторе», «Чужих», «Правдивая ложь» и знал, чего ожидать.


Актёр Билл Пэкстон, российский инженер Евгений Черняев и мастер визуальных эффектов Джон Бруно

Другим актёрам приходилось несладко.

Простуда и грипп, почечные инфекции и переохлаждение, переломы – со всем этим приходилось сталкиваться почти каждый день. Кейт Уинслет серьёзно повредила локоть и зареклась когда-либо вновь работать с Кэмероном. (своё обещание она продержит 20 лет: осенью 2017-го стало известно, что она сыграет в продолжениях «Аватара») Гильдия киноактёров даже инициировала разбирательство на предмет обеспечения необходимых условий для команды, но санкций не применила.

Тем не менее, иногда напряжение зашкаливало: команда даже предполагала, что у Кэмерона – раздвоение личности, и порой его мрачное альтер-эго начинает доминировать. Его тёмную сторону даже нарекли «Mij» — что есть палиндром от «Jim». Сам же он на все нападки отвечал так:

Съёмки фильма – война. Война между бизнесом и эстетикой.

И как на любой войне, не обошлось без жертв. Таковой стала психика кого-то из персонала: бедолага не выдержал прессинга и, дабы проучить режиссёра-диктатора, отравил чан с обедом для персонала. Итог – 80 пострадавших, полсотни госпитализированных. Но вероятной цели эта подлость не настигла: Джим успел вывать рвотный рефлекс и избавиться от отравы. Тем не менее, по описанию очевидцев, вид у Кэмерона был такой, будто он нюхал клей с 4-ёх лет… А коварного злодея так и не вычислили.


Кэмерон, Уинслет и ДиКаприо на съёмках фильма

Эти и иные оказии увеличили как съёмочный период, так и расходы – «Титаник» стал первым фильмом с официально подтверждённым бюджетом в $ 200.000.000! Студия была в ярости, звучала идея увольнения Кэмерона и рестарт всего проекта, но Рубикон был пройден, и с такими затратами пути назад не было. В качестве утешения Джим предложил студии отказаться от своего процента от сборов.

Боссы восприняли это как насмешку – в кассовый успех ленты почти не верили.

После съёмок

Отснятый материал Кэмерон хотел снабдить прорывными визуальными эффектами, к созданию которых привлёк компанию «Диджитал Домейн». Именно специалистам этой мастерской мы обязаны красотам лент «Правдивая ложь», «Аполлон 13», «Куда приводят мечты», «5-ый элемент», «Армагеддон», «Послезавтра», «Трансформеры», «2012», «Аватар», «Трон: Наследие», «Тор», «Реальная сталь», etc. Всего в копилке фирмы более 90 фильмов и 7 премий Оскар.


Фильмы, над спецэффектами к котороым трудилась студия Digital Domain

Панорамные виды корабля стали делать на фоне хромакея с использованием моделей-копий: одна — 14-метровая, вторая — 20-метровая. Последняя, кстати, могла переламываться пополам. Собранные модели искусственно «заселили» цифровыми человечками; над процессом был занят Боб Легато, который отсканировал лица актёров, каскадёров и даже мордахи своих детей. За труды он удостоился Оскара.

Но на стадии постпродакшена стояла задача не только изобразить потопление корабля, но и врывание водных масс в каюты и трюмы. На одну только парадную лестницу ушло 340 тонн воды; всего же для съёмок затопления интерьеров было единовременно использовано 19 млн литров.


«Гибель „Титаника“» (1912). Работа немецкого художника Вилли Штёвера

Отдельные требования были у Кэмерона к кульминационной сцене с креном и переломом лайнера:

Я хотел показать это как ужасающе хаотичное событие, каковым оно и являлось.

Поначалу Джим собирался снимать всё с живыми статистами и каскадёрами, для чего было привлечено около 250 человек. Но угроза здоровью показалась слишком явной даже для него; в итоге смертельные падения создавали уже потом с помощью цифровых технологий.

По завершении работы над визуальной частю фильма, необходимо было позаботиться о мощном саундтреке. Джим хотел, чтобы музыкой к фильму занялась Энья, но её участия он не добился. Когда же режиссёр услыхал мелодии Джеймса Хорнера к ленте «Храброе сердце» – сомнения отпали сами собой. Парни уже работали вместе над фильмом «Чужие» – и это плохая новость. Почему? Памятуя давление со стороны Кэмерона, композитор зарёкся вновь работать с Кэмероном и уже 10 лет держался от его фильмов стороной.


Слева направо: Уилл Дженнингс (автор слов), Селин Дион и Джеймс Хорнер (автор музыки)

Кэмерон клялся дать ему полную свободу в творчестве и сроках. Не желая испытывать судьбу и зная о любви Кэмерона к Энье, Хорнер писал музыку, вдохновляясь её работами. Песня «My Heart Will Go On» — тоже его рук дело. Её он написал тайком от заказчика: Джим был противником теории «заглавной песни» и не желал её вставлять даже в финальные титры. Но после прослушивания демо-версии с вокалом Селин Дион – без колебаний измени лсвоё мнение.

Сложные спецэффекты и трудности с музыкально частью (Селин Дион тоже согласилась не сразу – её уговорил муж) значительно отодвинули премьерную дату: вместо лета (идеального времени для блокбастеров), фильм увидел свет поздней осенью. Кстати, впервые его показали в ноябре на Кинофестивале в Токио: пресса тогда описывала реакцию как «прохладную». Но выпуск ленты в широкий прокат всё расставил на свои места.


Джеймс Кэмерон - король мира!

Кстати, о местах.

— «Титаник» стал самым дорогим фильмом своего времени.

— «Титаник» стал первым фильмом, собравшим кассу в $ 1.000.000.000. Этот рекорд фильм удерживал более 10 лет, пока его не побил сам Кэмерон со своим «Аватаром».

— «Титаник» - единственный фильм, возглавлявший североамериканский прокат в течение 15 недель подряд. В течение 16 недель прокат возглавлял «Инопланетянин», но не подряд, а суммарно с ререлизом.

— «Титаник» - первый фильм с 1950-го, получивший 14 номинаций на «Оскар».

— «Титаник» - один из трёх фильмов в истории кино, удостоившийся 11 премий «Оскар».

— «Титаник» - рекордсмен продолжительности проката: он составляет 287 дней.

— «Титаник» - первый фильм в истории, удостоившийся «Оскара» как лучший фильм, где продюсер, сценарист, редактор и режиссёр – один человек.

— «Титаник» - первый фильм Кэмерона, где не присутствует/упоминается ядерный взрыв.

Послесловие: я настолько стар, что помню всю эту истерию вокруг "Титаника". Он смотрел на вас с экранов телевизора (кассета с фильмом была в каждой приличной семье), смотрел с футболок, рюкзаков, пеналов, альбомов с наклейками и тысяче других мелочей, которые сметались с прилавков не за надобностью, а из-за принта с Кейт и Лео. Это было нечто неслыханное; нечто такое, что снилось очень малому числу режиссёров. 20 лет назад "Титаник" был просто повсюду. Это был грандиозный триумф, прорубивший дорогу не только на вершину бокс-оффиса, но и к сердцам миллионов киноманов, которые, как и предсказывал Джим, восприняли трагедию гибели любви героев фильма столь же чутко, как и трагедию гибели самого Титаника.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Каким мог быть "Терминатор 2"
"Ксеногенезис" Джеймса Кэмерона
"Человек-паук" Джеймса Кэмерона
"Планета обезьян" Джеймса Кэмерона
Как снимали ядерный взрыв для "Терминатора 2"

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 20 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
riu128
Nov. 2nd, 2017 06:12 am (UTC)
Смотрел в кино)
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:00 am (UTC)
Переиздание или ещё тогда, в 90-ые ;) ?
(no subject) - riu128 - Nov. 14th, 2017 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Nov. 23rd, 2017 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - riu128 - Nov. 23rd, 2017 08:16 am (UTC) - Expand
aleksandrovna_s
Nov. 2nd, 2017 08:19 am (UTC)
Спасибо)))
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 09:59 am (UTC)
И вам!
Заглядывайте ^________^
alexfilmfreak
Nov. 2nd, 2017 09:40 am (UTC)

Единственный фильм,где я пускаю скупую мужскую слезу)))
И я помню этот ажиотаж.Причем с ума сходили абсолютно все - парни и девушки.Мы хиляли целым классом,лишь бы сходить в кино!
Такого ажиотажа я больше не видел.



Edited at 2017-11-02 09:50 am (UTC)
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:00 am (UTC)
Классом? Завидное единодушие! Мы же были классическими мальчишками, фекавшими-бекавшими на девчачьи "обмороки" с Лео)) С годами прошло, конечно же.
lazy_rabbit
Nov. 2nd, 2017 02:39 pm (UTC)
мне было лет 10, когда я его посмотрела - до сих пор помню, как рыдала тогда. да и сейчас рыдаю, когда пересматриваю.

и майка с Титаником у меня была, конечно же.
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:01 am (UTC)
>>рыдаю, когда пересматриваю
Очень "луковый" фильм, да:))

У сестры тоже была. Примитивный принт, а сколько радости!)
korieversson
Nov. 2nd, 2017 05:03 pm (UTC)
Спасибо))
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:04 am (UTC)
К вашим услугам ^_____^
(no subject) - aleksei_turchin - Nov. 14th, 2017 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - korieversson - Nov. 14th, 2017 11:38 am (UTC) - Expand
i_ty_toje
Nov. 2nd, 2017 05:21 pm (UTC)
скукота
giallalinea
Nov. 4th, 2017 06:29 pm (UTC)
вот ты пидарас!
(no subject) - i_ty_toje - Nov. 5th, 2017 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Nov. 14th, 2017 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - i_ty_toje - Nov. 14th, 2017 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Nov. 23rd, 2017 08:15 am (UTC) - Expand
lirik92
Nov. 2nd, 2017 05:31 pm (UTC)
Да ну, ты чего. Раньше прокат фильмов продолжался несколько лет. Кино просто пускали в кинозалы, и оно не сходило с экранов. Унесённые ветром, как пример. В дальнейшем не так конечно всё было несогласованно, но прокат ИТ или ЗВ продолжался больше года в оригинальный релиз) Так что, из всех рекордов - это не рекорд)
Ну мощное кино конечно, всё руки не доберутся пересмотреть.
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:04 am (UTC)
Годовалый прокат? Я такое про ЕКБ и его прокат Титаника только слышал: вот там да, год+ крутили) Но чтоб мировая практика?!

По ящику регулярно встречаю.
(no subject) - lirik92 - Nov. 14th, 2017 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Nov. 23rd, 2017 08:29 am (UTC) - Expand
balahnina
Nov. 2nd, 2017 07:48 pm (UTC)
Да. Я тоже помню, как вчера.
Лео там великолеен!
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:05 am (UTC)
Великолепен. А академики уже тогда его троллили: у фильма 14 номинаций на Оскар и ни одной за лучшую мужскую роль.
(no subject) - balahnina - Nov. 14th, 2017 12:30 pm (UTC) - Expand
frie
Nov. 3rd, 2017 09:21 am (UTC)
Забавно, что как раз сегодня наткнулся на видос про съемки этого фильма на одном из каналов, на которые подписан ))

https://www.youtube.com/watch?v=dSqBWJicrWE

Хороший фильм )
Подготовка к нему, конечно, была просто офигительной, судя по твоему описанию )

Жаль, что Майкл Бьен снова оказался в пролете... Я вот этого не понимаю, если честно. Ведь он когда-то Кэмерона очень здорово выручил со съемками первого Терминатора... А тот его теперь ни в один фильм не берет (
Билл Зейн, конечно, тоже прикольный чел... но все-таки. Его я знаю только по фильму "Снайпер"... ну в "Назад в будущее" он еще мелькал, но это мелочь.

"God damn it! Тhat's exactly what I didn't want"
Забавно )))))

Жаль, что Билла Пэкстона больше с нами нет.

Чет все так на давление со стороны Кэмерона жалуются... даже композитор )) Походу и правда очень жесткий дядька ))

Удивлен, что ты не упомянул известный прикол про "Лео бы тоже хватило место на доске" )))))

Я тоже помню, как этот фильм выходил ) Но мне тогда Ди Каприо совсем не нравился... так что и к фильму я отнесся спокойно и посмотрел его намного позже даты выхода. Фильм реально крутой )) но жанр все же не мой любимый, так что вроде ни разу не пересматривал )
joker29
Nov. 13th, 2017 06:05 pm (UTC)
Так-то Кэмерон Бьена и в Аватар звал на роль Кворича, но он сам отказался.
(no subject) - frie - Nov. 13th, 2017 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Nov. 14th, 2017 10:32 am (UTC) - Expand
murzillo
Nov. 3rd, 2017 02:43 pm (UTC)
"Для Кейт Уинслет съёмки в "Титанике" стали одной из первых киноролей" - в Штатах может быть? в Британии Уинслет была вполне уже звездой.
Но все эти хлопоты считаю себя оправдали, Кэмерон - великий режиссёр! и снял потрясающее просто кино.
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:12 am (UTC)
Я, наверное, про главные роли думал, когда писал)
Чёртов гений, да! Но такооооой уже скупой, не могу с него) Снимать раз в 10 лет - да что этот миллиардер себе позволяет??!!))
(no subject) - chaycka - Nov. 18th, 2017 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Nov. 23rd, 2017 08:30 am (UTC) - Expand
v_lechenko
Nov. 4th, 2017 09:33 am (UTC)
Источником для практически всех фильмов и книг о "Титанике" являются мемуары второго помощника Чарльза Лайтоллера -"Ночь, которую не забыть" -а там он во первых многое не сказал ибо многого просто не видел -не мог он быть во всех местах - а во вторых - постарался обелить себя (а между тем ок 70% спасенных были не с его палубы а с той на которой посадкой в шлюпки руководил старпом Мэрдок)
eltsovgr4
Nov. 4th, 2017 12:41 pm (UTC)
Ага, а Мэрдока вообще сделали убийцей и самоубийцей, хотя у меня есть подозрения, что палить по людям начал именно Лайтоллер.
(no subject) - v_lechenko - Nov. 4th, 2017 02:42 pm (UTC) - Expand
eltsovgr4
Nov. 4th, 2017 12:49 pm (UTC)
Мне этот фильм совсем не нравится. Обыкновенная слезливая любовная история для маленьких впечатлительных девочек. Все герои, кроме Ди Каприо и той толстушки, какие-то карикатурные. "Титаник" 96 года мне нравится намного больше - больше там драматизма и несколько сюжетных линий, в то время как в фильме Кэмерона всё вертится вокруг Ди Каприо и толстушки.
Dmitrij Kurienko
Nov. 4th, 2017 12:55 pm (UTC)
А еще , после фильма Титаник, поза Уинслейт на носу корабля с расставленными руками, дико котируется на всяких там отдыхах на яхатах в Турциях-Египтах . Мем, так сказать.
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:10 am (UTC)
Есть такое) И котируется не меньше этого:
opit_zhizni
Nov. 4th, 2017 02:17 pm (UTC)
В этот фильм 20 лет назад я влюбилась:))
aleksei_turchin
Nov. 14th, 2017 10:08 am (UTC)
Фильм собрал не только урожай миллионов денег, но и миллионов девичьих сердец - факт ^________^
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 73 comments — Leave a comment )