?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Криминальная драма Фрэнсиса Форда Копполы не просто приобрела культовый статус, но стала одной из самых значимых вех в истории американского и мирового кинематографа, без преувеличения, обессмертив имена причастных.

За прошедшие со дня премьеры годы фильм подвергался тщательному изучению в попытках объяснить причину его феноменального и немеркнущего успеха. Ведь ещё на стадии пре-продакшена экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо вовсе не выглядела многообещающим проектом, сулившим принести славу и прибыль.

Судите сами.

Режиссёром ленты стал независимый постановщик, до этого снимавший дешёвенькие фильмы и работавший с Роджером Корманом - знаменитым Голливудским трэшеделом. Резюме Копполы украшала, "всего лишь", премия Оскар за адаптированный сценарий фильма "Паттон". Но вовсе не это убедило студию отдать проект в его руки. В какой-то момент его едва не заменили на другого постановщика: среди возможных режиссёров "на замену" звучали очень солидные имена - например, Артура Пенна, двукратного номинанта на Оскар за режиссуру, снявшего легендарный "Бонни и Клайд". И всё же фортуна улыбнулась Фрэнсису. Вернее, его молодости. В начале '70-ых ему было чуть за 30 и продюсеры решили, что смогут с лёгкостью помыкать им.

С поиском актёров на главные роли тоже сложилось не сразу.

Например, студия наотрез отказывалась утверждать на роль Дона Корлеоне Марлона Брандо. Актёр славился тяжёлым характером, неуживчивостью и сложными отношениями с коллегами на съёмочной площадке. Казалось бы, Коппола должен был об этом знать и предпочесть кого другого. Тем более, что интерес к роли проявлял сам Орсон Уэллс. Продюсеры отыскали ещё 7 претендентов, лишь бы не работать с Брандо. Но с момента прочтения книги Коппола видел в образе Дона только его. Чтобы добиться расположения начальства, он пошёл на хитрость. Зная, что Брандо не согласится на обычные пробы, он прихватил ручную камеру и приехал к актёру домой, сказав, что хочет кое-что попробовать. Брандо встретил его в кимоно и с причёсанными назад длинными волосами. Согласно легенде, когда Коппола включил камеру, Марлон взял обувную ваксу и вымазал свои седые волосы в чёрный цвет, а за обе щёки положил по ватной салфетке. Затем он взял сигару и стал что-то бормотать. Когда Коппола показал плёнку руководству – никто (включая директора студии Стэнли Джаффе, клявшегося, что пока он руководит кинокомпанией, Брандо не видать роли) не узнал актёра.

Аль Пачино был не менее нежеланным. На тот момент в его фильмографии было всего две картины и лишь одна главная роль: студийные боссы сомневались, что он справится с задачей. Сомневался и сам Коппола: на записях с кинопроб Пачино выглядел стушёванным и растерянным, совсем не таким, каким видится сын Мафии. Копполе очень нравилось его лицо, но он всё же был вынужден параллельно заняться поиском других актёров. Так в его поле зрения попал Роберт Де Ниро и Мартин Шин. Оба ещё поработают с режиссёром в его следующих фильмах, но образ Майкла Корлеоне всё же достался Пачино. И, возможно, последнее слово в его утверждении принадлежит Марше Лукас (тогдашней супруге Джорджа Лукаса). Занимаясь монтажом плёнки с кинопроб, она обратила внимание Фрэнсиса, что Пачино «раздевает вас своими глазами». Коппола уцепился за это наблюдение и вновь убедил студию встать на его сторону.

К слову о Лукасе.

Коппола и Джордж Лукас дружат уже многие десятилетия и свои первые шаги в индустрии делали вместе. Фрэнсис, например, выступал исполнительным продюсером фантастической антиутопии «THX 1138» – дебютного фильма Джорджа. Но мало кто знает, что Лукас участвовал в создании «Крёстного Отца». В фильме есть сцены, где появляются газеты с громкими заголовками, освещающими главные события, в том числе смерть титульных героев. Эти вставки сняты именно Лукасом.

Третьим и самым ярким подтверждением жизненно важной необходимости прислушиваться к чутью, стала сцена с лошадиной головой.

Кровавая, яркая, запредельно жестокая, сцена стала хрестоматийной и обыгралась бесчисленное множество раз в других произведениях, став, наряду с апельсинами, одной из визиток «Крёстного отца». Но после просмотра фильма у зрителей возник закономерный вопрос: а была ли голова настоящая? Да, была. Студия предлагала использовать чучело, но Копполе оно показалось неубедительным. Тогда он связался с фермой в Нью-Джерси, занимающейся убоем лошадей для изготовления собачьих консервов, и попросил прислать ему голову. Какое-то время спустя ему доставили ящик со льдом, в котором лежала голова.

Отстояв своё авторское видение, Коппола сумел создать выдающееся кинополотно, без преувеличения, икону жанра. В год выхода на экраны, «Крёстный отец» стал не только самым кассовым фильмом года, но и (на тот момент) самой коммерчески успешной лентой всех времён. В 1990-ом году библиотека Конгресса США внесла фильм в список лент, имеющих культурное, историческое и эстетическое значение.

Вероятно, в Конгресс всё же поступило предложение, от которого там не смогли отказаться.

ПС: вы можете прочитать эту и другие мои статьи в моей колонке на сатйе FILMZ.ru

Featured Posts from This Journal

  • Воспоминания о будущем: секреты создания "STAR WARS" (ч.1)

    . A long time ago in a galaxy far, far away... . . -1- По причине: - мифологизации вещей и событий, имеющих огромное значение для…

  • 30 ЛЕТ ТЕРМИНАТОРУ

    1984-ый вышел совсем не таким, как предсказывал Дж. ОРУЭЛЛ: вместо диктатуры пролетариата на род людской звоном металла обрушилась диктатура…

  • 25 ЛЕТ «ВСПОМНИТЬ ВСЁ» (18+)

    Get Your Ass to Mars! Четверть века назад американский бокс-оффис содрогнулся от жестокой вакханалии, которую устроил Арни на 4-ой по счёту…

  • 40 ЛЕТ «ЧЕЛЮСТЯМ»

    Бьюсь об заклад, сам Спилберг с трудом верит, что его «Челюсти» отметили (хех, каламбурчик) своё 40-летие. Но факт остаётся фактом:…

  • 35 ЛЕТ «СИЯНИЮ»

    А вот и Джонни! 35 лет назад состоялась премьера экранизации романа Стивена Кинга «Сияние», которая сегодня неизменно лидирует в…

  • «КСЕНОГЕНЕЗИС» ДЖЕЙМСА КЭМЕРОНА

    КАК ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ КЭМЕРОНА ПРЕДВОСХИТИЛ ВСЮ ЕГО КАРЬЕРУ Кэмерон уже давно относится к категории режиссёров, не нуждающихся в каком-то особом…

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 20 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
i_ty_toje
Mar. 20th, 2017 05:28 pm (UTC)
Даже тут на фотке Пачино просто убивает взглядом.
aleksei_turchin
Mar. 27th, 2017 08:32 am (UTC)
А ведь сегодня как-то и не верится особо, что когда-то его, фактически, только "за красивые глазки" и взяли)
i_ty_toje
Mar. 27th, 2017 02:17 pm (UTC)
Я как не фанат Пачино считаю его очень средним актером, у него один типаж, который он гоняет без конца. В свое время он оказался очень удачным и ладно.
Но сквозь года - слабенько.
aleksei_turchin
Mar. 28th, 2017 09:57 am (UTC)
Было б дело в типаже - его бы вытеснили с годами. Но нет же, непотопляемый старик.
i_ty_toje
Mar. 28th, 2017 03:00 pm (UTC)
просто такой жанр - вечный
livejournal
Mar. 20th, 2017 06:27 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
zvezdniyblog
Mar. 20th, 2017 06:27 pm (UTC)
История с головой лошади необыкновенная.
Она настоящая, оказывается.
aleksei_turchin
Mar. 27th, 2017 08:33 am (UTC)
Честно, сложно, почти невозможно представить, что сегодня кто-то на такое отважился бы.
frie
Mar. 20th, 2017 09:19 pm (UTC)
Ахах, последняя строчка - это шедевр )))))

Фильм классный, очень мне нравится )) раза три пересматривал. Спасибо за рассказ ))

Кстати, не понимаю, почему лошадиная голова стала такой культовой. Наверное на тот момент это было очень круто для кино ) типа как дохлый инопланетянин в Чужом... бывают такие эпизоды, которые неожиданно всех цепляют. Но вот сейчас я смотрю, например, и ничего особенного в этой голове не вижу...)) наверное время уже не то...
Зато Брандо очень цепляет, особенно в начале, когда принимает посетителей... )) пожалуй это моя любимая часть фильма )
aleksei_turchin
Mar. 27th, 2017 08:35 am (UTC)
Спасибо, что за шёл) For your eyes only)

Конечно не то. Мир с тех пор крепко слетел с катушек. И у них, и у нас по ящику в прайм-тайм м.б. ТАКОГО насмотреться. А в 90-ые и без "ящика", если (не)повезёт. Мы просто очерствели, стали менее восприимчивы к таким вещам. Вспомни хотя бы прошлогоднюю историю с няней, гулящей по Москве.
frie
Mar. 27th, 2017 06:15 pm (UTC)
К счастью, не знаю той истории )) Что-то слышал крем уха про мертвого ребенка и решил, что нафиг, нафиг, не хочу этого дерьма знать ) и так его слишком много.

Насчет такого рода вещей, как в фильме, вспоминается также кровавая сцена из Сияния, где из дверей в коридор хлещут потоки крови ) Я слыхал, что вроде как Кубрик первый, что сделал нечто подобное и только уже потом эту сцену начали копировать все кому ни лень )
aleksei_turchin
Apr. 3rd, 2017 08:23 am (UTC)
Сияние - ван лав! Что бы там критики и Кинг не говорили ;)
almakedonskij
Mar. 26th, 2017 09:49 am (UTC)
Резюме Копполы украшала, разве что, номинация на Оскар
Ничего себе мелочь ))
Но возможно и другие режиссеры сняли бы не хуже, просто свезло старине Фрэнку )
aleksei_turchin
Mar. 27th, 2017 08:36 am (UTC)
Ну да, сутрировал "немного")
Учитывая, КАК он бился за своё мнение - других и видеть не хочу: это достойно уважения.
almakedonskij
Mar. 27th, 2017 04:42 pm (UTC)
хм, слухай а откуда инфа про сценарий для Радуги? Не нашел номинации и то что он писал сценарий.
aleksei_turchin
Apr. 3rd, 2017 07:44 am (UTC)
Хмм, какая-то путаница...
Надо дома полистать список источников - сейчас я прям весь такой "эээ, я учил, правда")))
almakedonskij
Apr. 5th, 2017 07:10 pm (UTC)
ага, глянь. Мои источники не говорят о его причастности к сценарию и тем более к наградам (
aleksei_turchin
Apr. 7th, 2017 09:04 am (UTC)
Всё проверил)
Радугу он сочинил, но этого никто не заметил
А Оскара он получил за сценарий другого фильма - Паттон звать.
Исправил. Спасибо!!
balahnina
Mar. 26th, 2017 11:48 am (UTC)
Шедевр. Абсолютный шедевр.
мне еще нравится Однажды, в Америке..
Но, вот..как-то не дотягивает до Крестного.
aleksei_turchin
Mar. 27th, 2017 08:39 am (UTC)
Однажды не дотягивает. Но уж точно стоит в одном ряду, образуя плеяду вышечных криминальных драм. И какая там музыка Морриконе!
frie
Mar. 27th, 2017 06:11 pm (UTC)
О да, отличный фильм ))) а еще там Джеймс Вудс, с физиономией которого особо и играть ничего не надо )))
aleksei_turchin
Apr. 3rd, 2017 07:39 am (UTC)
Вудс? Где Вудс!?))
frie
Apr. 3rd, 2017 09:13 am (UTC)
Ну в "Однажды в Америке" )))
aleksei_turchin
Apr. 7th, 2017 11:50 am (UTC)
Аааа))
А то я уж было побежал гуглить, в каких там вырезанных сценах Годфазера он был
balahnina
Mar. 31st, 2017 05:00 pm (UTC)
Абсолютли!!(С)
ratoncillo
Apr. 3rd, 2017 01:10 pm (UTC)
Я обожаю только первый фильм с Брандо. В прочем, там все и есть Брандо, без него уже невозможно. Думаю, что папа Карлоса Эстевеса, при всей бы моей к нему любви, не потянул бы роль Майкла. он очень уж хороший и соцреалистичный. Вот Карлос бы потянул)) Бровь приподнял бы и все, как в Hot Shots!)). Но он не дорос тогда. А Брандо там изумительный, глаз н отвести, и Дайан Китон, и Джеймс Каан. Обожаю. И книжку тоже. Я читала в оригинале, кто-то папе из Европы помнится привез, с кадрами из фильма
aleksei_turchin
Apr. 7th, 2017 11:20 am (UTC)
>>> соцреалистичный
Представил, улыбнулся)
Но вообще он и злодействовал неплохо в экранизации Кинга с Уокеном
Но, да, Брандо - это М А С Ш Т А Б!

Ухх, книжка-то сохранилась?!
nik15354
Jul. 26th, 2017 01:53 pm (UTC)
В старые добрые времена умели они делать фильмы пока не скатились на чистую коммерцию. Сейчас трудно найти фильмы подобные этому, все барахло ширпотребное.
aleksei_turchin
Jul. 27th, 2017 08:43 am (UTC)
Технологии и Спилберг с Лукасом превратили кинотеатры в подобие аттракционов. Это хорошо? Это плохо? Не знаю - так просто есть и всё)
А хорошее кино не исчезло. Просто его стало трудней найти.
( 29 comments — Leave a comment )