?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

35 ЛЕТ «СИЯНИЮ»

А вот и Джонни!

35 лет назад состоялась премьера экранизации романа Стивена Кинга «Сияние», которая сегодня неизменно лидирует в списках самых страшных фильмов из когда-либо снятых.

Но на стадии производства будущее фильма совсем не виделось таким уж успешным. Режиссёр Стэнли Кубрик конфликтовал со сценаристом (молодым писателем; некто, Стивен Кинг), да и сильнейший пожар, уничтоживший значительную часть декораций, оптимизма не прибавлял.

После пяти лет производственных мук, фильм всё же был готов, собрал неплохую кассу (войдя в десятку самых прибыльных фильмов года), но оказался разгромлен критиками, да ещё и выдвинут на соискание «Золотой Малины» в двух номинациях. В придачу, сам Стивен Кинг счёл работу Кубрика просто чудовищной. Видимо, отплатил ему за отвергнутый сценарий, который Кубрик некогда обозвал «слабым».

Но время всё расставило на свои места и сегодня «Сияние» вспоминают только с приставками и эпитетами «классический» и «культовый».

По традиции, предлагаю вернуться back in time и узнать, какие неожиданные секреты хранит этот зловещий фильм.

Начало фильма сняли без Кубрика

Фильм начинается с довольно продолжительной сцены видов природных ландшафтов, снятых с высоты птичьего полёта. Как ни странно, но Кубрик не принимал участия в работе над этой частью фильма: всё сделала группа, именуемая Second Unit. Именно на них традиционно лежит обязанность снимать всякие общие планы, виды города, закаты и рассветы, и прочие панорамы.

Возможно, перфекционист Кубрик снял бы всё сам, да вот он принципиально отказывался летать. А подходящие виды нашлись аж в заповеднике штата Монтана, что в США, куда Кубрик, по уже известным причинам, точно бы не отправился, т.к. снимал «Сияние» по месту своего жительства – в Британии.

Вот и пришлось всё «расхлёбывать» second unit, которые пролетали на вертолётах над американским парком вдоль и поперёк в течение двух месяцев. Наверное, чтобы из отснятого Кубрик точно выбрал материал, которым был бы доволен.

К слову, администрация Парка хоть и разрешила полёты над заповедной территорией, но категорически запретила сажать там вертолёт. Кроме как в случае экстренной необходимости. Поэтому пилотам приходилось зависать на высоте фута или двух над землёй, и всё ради того, чтобы техники могли очистить объективы камер от налипающих во время полёта насекомых.

Кстати, вот эти ребята подменяли в американских съёмках персонажей семьи Торренсов.

the-shining-fake-torrence.jpg

Физически невозможный отель

Интерьерные съёмки проходили на территории английской студии Элстри, где была сооружена вот такая декорация зловещего отеля Оверлук.

the-shining-hotel.jpg

Внимательные зрители заметили в отеле одну любопытную деталь: если так можно выразиться, «география» комнат идёт в разрез с объективной действительностью. Что это значит? Дело в том, что комнаты с окнами при внимательном прослеживании перемещений героев оказываются расположенными в глубине здания, а значит никаких окон с видами иметь не могут. Несомненно, это добавляет картине определённого психоделического антуража.

Кстати, ближе к концу съёмок декорации отеля объял страшный пожар, нанёсший ущерб в $2.5 млн. Когда пламя удалось погасить, на пепелище появился Кубрик и… рассмеялся. Этот странный эпизод оказался запечатлён на фотоплёнку, но он не проливает свет на вопрос – что его рассмешило? По одной из версий, Кубрика развеселило то, что по сюжету отель Оверлук тоже заканчивал своё «существование» в пламени пожара.

the-shining-fire.png

Что касается причин возгорания, нанёсшего такой ущерб, то они так и остались неизвестными.

Недостаточные и излишние кандидаты-психопаты

На главную роль в фильме рассматривался не только Джек Николсон. Роль Джека Торренса могли исполнить Робин Уильямс, Роберт Де Ниро, Кристофер Рив, Лесли Нильсен и Харрисон Форд.

jack.gif

Довольно интересная история произошла с кандидатурами Де Ниро и Уильямса.

Кубрик отверг Де Ниро после просмотра последнего на тот момент  фильма с участием любимчика Скорсезе«Бешеный Бык» – и посчитал, что актёр недостаточно безумен для роли Джека. С Уильямсом вышло ещё интересней: его Кубрик отверг, т.к. посчитал чересчур безумным!

В итоге роль досталась Николсону, которого Кубрик в своём личном списке изначально считал кандидатом №1.

jack N.gif

Увы, Стивен Кинг не разделял взглядов режиссёра и был категорически не согласен с выбором на главную роль Николсона. Слово Мастеру:

«Николсон хороший актёр, но абсолютно не подходит для роли. Его последняя крупная роль была  в картине “Пролетая над гнездом кукушки”, после которой прошло не так много времени: аудитория автоматически воспринимает его как лунатика из психушки. А ведь моя книга о парне, который постепенно спускается в пучину безумия, насылаемого отелем Оверлук, а если герой выглядит безумцем с первой сцены – всё насмарку».

Вклад Николсона

Несмотря на неодобрение своей кандидатуры со стороны автора романа, Николсон сделал немалый вклад в создание фильма. Актёр справедливо поддерживал Кубрика в том, что экранизация хоть и базируется на романе-фундаменте, но является самостоятельным художественным произведением.

Следуя этому завету, Николсон, ни много ни мало, сам написал одну из сцен с участием своего персонажа.

По признанию актёра, он опирался на собственный жизненный опыт развода с супругой. По воспоминаниям актёра, он отчаянно строил свою карьеру, днём пропадал на съёмках, а по ночам писал сценарий фильма. Всё это не самым лучшим образом сказывалось на семейных отношениях и мешало нормально исполнять обязанности отца и мужа. Эти переживания Николсон и вложил в своего персонажа.

jack_n.gif

Кроме того, Николсон немало импровизировал, доводя себя во время репетиций до какого-то невероятного психопатического состояния.

jack shining.gif

Плодом такого актёрского метода стала фраза «А вот и Джонни», которую Джек произнёс во время одного из дублей в сцене с прорубанием двери. Кубрику так понравился этот момент, что именно он и вошёл в итоговый монтаж картины.

Кстати, эту сцену снимали три дня, за которые Николсон изрубил 60 дверей.

here is jack.gif

Причём не киношных-бутафорских, а взаправдашних. Всё дело в том, что актёр когда-то работал пожарным-добровольцем и реквизитные двери проламывал уж слишком легко. Вот их и пришлось заменить на настоящие.

А это поистине уникальный исторический кадр: в ставшей меметичной сцене все вы видели Джека, что называется, в лицо. Но это фото запечатлело его сбоку.

the-shining-here-is-johnny.jpg

Визуальные и специальные эффекты

Одной из самых запоминающихся сцен в фильме является эпизод с каким-то невероятным морем крови, что выплёскивается из лифтовых кабин.

blood.gif

На подготовку этой сцены ушёл целый год! Кубрик хотел не только всё идеально подготовить с технической точки зрения, но и найти подходящего дублёра для Николсона. Через пробы этого эпизода прошёл, пожалуй, каждый каскадёр в Лондоне. Что же до крови, то её потребовалось почти 900 литров. Сцену сняли с трёх дублей. Причём использовали сверхскоростную технику съёмки, запечатлев всплеск со скоростью 140 кадров в секунду и замедлив готовый материал в 6 раз.

Другой известный эпизод – снегопад и вьюга, которые и стали погибелью для Торренса. Падающий снег «сыграла» специальная пена, а тот, что уже лежал под ногами – «сыграла» соль. Этой соли потребовалось без малого тысяча тонн.

the-shining-snow.jpg

Единственным же не практическим, а специальным эффектом в фильме стал эпизод с лабиринтом. Джек Торренс подходит к столу, на котором расположился макет лабиринта, и начинает его разглядывать. Камера делает неспешный наезд в середину макета и зритель обнаруживает там гуляющими крохотных жену и сына Джека. Добились такого эффекта совмещением отснятых кадров макета и настоящего лабиринта с живыми актёрами. Никакой компьютерной графики, а даже сегодня смотрится великолепно.






Оригинальная Альтернативная Концовка

Случаи, когда у фильма есть альтернативная концовка, не редкость. Некоторые из них были довольно глупые, как например в «Чужом»; некоторые были весьма драматичными, но могли покончить с целой франшизой, как например в «Рэмбо: Первая Кровь».

Что же до «Сияния», то тут мы имеем совершенно уникальный случай: новая концовка у прокатной версии фильма появилась уже после того, как фильм отправили в кинотеатры и крутили там целые выходные! Увы, запись оригинального окончания «Сияния» утеряна, но зато есть сценарий. В нём-то мы и находим описание того, что увидели счастливчики в премьерный уикенд.

А именно.

После сцены, где Джек замерзает в снегах, фильм не заканчивается титрами, а переносит нас в госпиталь, где находятся жена Джека и его сын Дэнни. С ними беседует детектив, внимательно выслушивает её историю с ужасами в Отеле, после чего заявляет: «мои люди были там и… не нашли ничего странного». Далее следовало затемнение и на экране появлялась надпись: «Отель Оверлук пережил эту трагедию. Как и многие другие трагедии. Его двери по-прежнему открыты для вас с мая по сентябрь. На зиму отель закрывается».

Кстати, помните эту фотографию?

The-Shining-1921.jpg

А вот как выглядит оригинальный снимок 1923-го года.

The-Shining-1923.jpg

Конспирологические теории

Неудивительно, что мистический фильм обрастает не менее мистическими теориями. Особенно с учётом странных происшествий на площадке. Так, одна из теорий гласит, что в фильме зашифрованы аллюзии на Геноцид евреев во время WWII и концентрационные лагеря. Другая утверждает, что Кубрик иносказательно упоминает об истреблении коренных американцев.

Но, пожалуй, самая главная из теорий касается причастности Кубрика к американской лунной программе. Точнее, к её мистификации.

The-Shining-fake-moon.jpg

Якобы в ‘60-е режиссёр согласился подделать кадры прилунения американцев на поверхность естественного спутника Земли, а съёмки «Сияния» – это его признание в содеянном.

«Галиматья!» – вот как прокомментировал эти домыслы личный ассистент Кубрика. Наверняка, этим высказыванием лишь раззадорил любителей заговоров.

Правда, когда смотришь на свитер Дэнни Торренса, эта теория кажется не такой уж и галиматьей.

The-Shining-sweater.jpg

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

( 71 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sladkoezhik
Jun. 30th, 2015 11:54 am (UTC)
я тоже считаю этот фильм просто чудовищным
Кинг не о том писал совсем
aleksei_turchin
Jun. 30th, 2015 01:10 pm (UTC)
Вот тут момент: фильм чудовище сам по себе или в сравнении с книгой?
(no subject) - sladkoezhik - Jun. 30th, 2015 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jun. 30th, 2015 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sladkoezhik - Jun. 30th, 2015 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fallen_real - Jun. 30th, 2015 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sladkoezhik - Jun. 30th, 2015 06:40 pm (UTC) - Expand
old_mama
Jun. 30th, 2015 12:30 pm (UTC)
Отличный пост! Вот это как раз тот случай, когда 2х2=5, считаю. Книга отличная, но я не сказала бы, что исключительная. А фильм получился фантастический. Про мнение насчет Де Ниро и Уильямс совершенно согласна, но... интересно, Уильямс. Хм. Безумия много не бывает:) И фотка завораживает.
aleksei_turchin
Jun. 30th, 2015 01:25 pm (UTC)
Спасибо, делюсь прекрасным))
Я фильм не сразу раскусил (даже не помню, в чём там дело было - плёнка жёваная? %)) ): в общем, только пересмотр меня "ошалел" абсолютно!
Оу, Уильямс пусть тебя не удивляет: его же Бёртон звал на Джокера звал. И на роль Загадочника тоже звали - он был сверхактёр...
(no subject) - old_mama - Jun. 30th, 2015 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jun. 30th, 2015 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kosolapov - Jun. 30th, 2015 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_mama - Jul. 3rd, 2015 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 9th, 2015 02:50 pm (UTC) - Expand
kosolapov
Jun. 30th, 2015 12:54 pm (UTC)
И книга и фильм гениальные.. :) Про лунную программу хотелось больше фактов, но я их все знаю, поэтому ладно уж :)
aleksei_turchin
Jun. 30th, 2015 01:28 pm (UTC)
Книгу не читал. Читала Аннушка. С её слов очень испугалси)
Я к лунным фактам иссяк уже, наверное) Расскажешь, что помнишь?
(no subject) - kosolapov - Jun. 30th, 2015 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jun. 30th, 2015 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kosolapov - Jun. 30th, 2015 03:23 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jun. 30th, 2015 01:33 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
splushire_cat
Jun. 30th, 2015 01:38 pm (UTC)
Смотрел фильм пару лет назад, но как-то не понял его культовости.
sladkoezhik
Jun. 30th, 2015 01:47 pm (UTC)
для современного зрителя он очень устарел, конечно
хотя мне и 20 лет назад не понравился
(no subject) - splushire_cat - Jun. 30th, 2015 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jun. 30th, 2015 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - splushire_cat - Jun. 30th, 2015 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jun. 30th, 2015 02:18 pm (UTC) - Expand
art_futurama
Jun. 30th, 2015 02:15 pm (UTC)
Вот это да! столько интересного...
От фото с Кубриком на пепелище даже жутковато...
А от гифок с Николсоном мурашки...

Мне "Сияние" зашло только со второго раза... когда я уже стал прожженным киноманом...
aleksei_turchin
Jun. 30th, 2015 02:20 pm (UTC)
Спасибо за внимание, как говорится)
Абсолютно та же история: с первой ложки не распробовал. С Сайлент Хиллом точно так же, к слову, вышло. Теперь обоим дико импонирую.
korieversson
Jun. 30th, 2015 02:15 pm (UTC)
Фильм очень сильно в стороне от книги - НО он блестящий, и Николсон шикарен. Но, опять же, могу понять и КИнга - называть это "экранизацией"..разве "по мотивам":)
В фильме, хоть и посмотрела его уже во взрослом, искушенном состоянии -было дофигища очень страшных моментов:)
aleksei_turchin
Jun. 30th, 2015 02:22 pm (UTC)
Он какой-то просто наэлектризованный, как по мне. Вот даже вроде ничего не происходит, а кожей чуешь, что ща бабахнет... И Кубрик/Николсон не подводят твоих ожиданий ;)

Всё не доберусь до трушной экранизации из 90-ых, а не по мотивам: тебе не попадалась?
(no subject) - korieversson - Jun. 30th, 2015 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jun. 30th, 2015 02:31 pm (UTC) - Expand
i_ty_toje
Jun. 30th, 2015 03:56 pm (UTC)
Пост офигенный.
Кино, ну не знаю.
Мне категорически не нравится образ жены в фильме. И если в книге в общем не до конца понятно кто безумен (там есть развилки что все глюки жены), то в кино все немного в лоб.
И масштабности какой-то не хватило.
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2015 02:51 pm (UTC)
Спасибо, всё для вас ^___^
Да, о жене особенно негодовал Кинг: мол, ну щито энта за дурёха. Согласен, неидеально вышел, но, скажем так, кино настолько на моей волне, что из разряда культовых не выкину а никогда)
А кинговскую версию 97-го всё же надо глянуть. Для полноты картины.
joker29
Jun. 30th, 2015 05:50 pm (UTC)
Фильм смотрел лишь раз и не попал под его культовое очарование. Понравился, но не более. Недавно прочитал книгу, и она намного лучше. Кубрик ее неслабо переиначил.

Про вертолет - хоть и снмали два месяца, а всё равно налажали, и в фильме тень вертолета попадает в кадр. Странно, что такой перфекционист Кубрик не забраковал этот момент.

А материал топовый - не устану повторять)
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2015 02:51 pm (UTC)
Спасибо, спасибо на слове добром, старик - не устану повторять в ответ =)

Тень, да. И книга Кинга круче (наверное. сам-то, стыдоба, ещё не читал). Но.. вот очарован я и всё тут. При том, что, внимание, сам с первого раза не раскусил, не поддался тягучести его. Может, всё-таки пересмотр под полночь устроишь как-нибудь? ;)

ПС: хде твои новые псто?
(no subject) - joker29 - Jul. 9th, 2015 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 9th, 2015 03:14 pm (UTC) - Expand
lirik92
Jun. 30th, 2015 07:39 pm (UTC)
Мне сегодня приснилось, как я обсуждаю с одногруппниками именно "Сияние". И вдруг юбилей. Подсознание ок)
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2015 02:50 pm (UTC)
Хорошо тебе) Мне, вот, приходится подолгу график былых релизов перелистывать, что узнать юбиляра))

ПС: хде новые псто?
(no subject) - lirik92 - Jul. 9th, 2015 07:13 pm (UTC) - Expand
imperators87
Jun. 30th, 2015 10:48 pm (UTC)
Недаром недавно по ТНТ с сабами показывали.)

Грешным делом я познакомился с этой историей не по книге, и не фильму Кубрика, а по ТВ-сериалу (фильму), который, тогда, в детстве, казался мне неифгово страшным, увлекательным и крутым. С красивой актрисой.

Потом я посмотрел фильм Кубрика, уже в универе, году этак в 2005-6 году. Талант Николсона тянет этот фильм на невообразимый уровень, но Синди вызывала раздражение и не шла ни в какое сравнение с Ребеккой из ТВ-сериала. Хотелось, чтоб Николсон уже наконец зарубил бы её, так она бесила. Но Николсон тут могуч. И симметрично божически прекрасные кадры великолепны.

Потом я прочел книгу, в 2013 году, которая одна из самых страшных у Кинга. Которая настолько произвела на меня впечатление, что в компьютерных играх с тех пор я стал подписываться не иначе как Jack.
Понятны нападки Кинга. Но я не буду заострять внимание. Кубрик был слишком великим режиссером, чтобы держать книги во всем. У него символизм и красота. Но страха нет.
Но при всем мастерстве Николсона и мощи Кубрика, у мини-сериала есть одна преимущество, образ Джека там лучше прописан. Его постепенное схождение с ума, его слепота в том, как отель действует на него, прозрение перед тем, как взорвался отель. Всего этого у Кубрика нет, у него просто сначала слегка безумный Николсон сменяется нахрен чокнутым Николсоном в какой-то момент, просто на щелчок.
И пусть я давно не пересматривал ни сериал, ни Кубриковский фильм, пусть Сияние Кубрика велико и оставило след в истории, в одном сериал превосходит великий фильм, во внятном и прописанном образе Джека. Если б такое было у Кубрика.
Кстати, фильм Кубрика ни капли не страшный, не понимаю, почему он в топах, он просто мощно сделанный.
Вроде постарался не сильно сравнивать книгу, сериал и фильм в плане того, что лучше идет духу книги. Потому что в сериале было и много дурного, только Джек и Синди удались.

Закругляю пост, с интересом почитал кучу интересных фактов в любимой рубрике!!!)
balahnina
Jul. 3rd, 2015 04:21 pm (UTC)
Я вот (представь) даже и не помню-смотрела ли его!!((
А ведь, кадры-все знакомые))
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2015 02:40 pm (UTC)
Кино не очень летнее... А вот долгим зимним вечером очень даже можешь устроить киносеанс ;))
(no subject) - balahnina - Jul. 9th, 2015 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 9th, 2015 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - balahnina - Jul. 9th, 2015 02:59 pm (UTC) - Expand
lazy_rabbit
Jul. 3rd, 2015 10:27 pm (UTC)
а я не смогла в свое время досмотреть Сияние, потому что стало страшно. Вот.
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2015 02:40 pm (UTC)
What the matter, McFly?... Chicken?!
)))))

Ну дык по случаю-то уже добила его, чтоль)
(no subject) - lazy_rabbit - Jul. 9th, 2015 03:03 pm (UTC) - Expand
bankaroma2
Jul. 5th, 2015 07:56 am (UTC)
Чот засмеялся на последних строках про свитер)))
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2015 02:49 pm (UTC)
У меня с Кубриками и Кингами тоже такое бывает.... нервное, наверное ))))))
azuzuuu
Jul. 12th, 2015 08:05 am (UTC)
Вот какое кино я сегодня пересмотрю. То что называется на повзрослевшую голову. Я его последний раз видел лет 10 назад.
aleksei_turchin
Jul. 13th, 2015 08:25 am (UTC)
Ну как, пересмотрел? Ужаснулси?!))
(no subject) - azuzuuu - Jul. 13th, 2015 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 13th, 2015 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - azuzuuu - Jul. 13th, 2015 04:27 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 71 comments — Leave a comment )