?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Сэр Алан Паркер в фильме «Жизнь Дэвида Гейла» обратился к теме, находящей бесспорный, живой отклик в сердцах зрителя. А именно – несовершенство судебной системы в целом и системы исполнения наказаний в частности, ленты о которых выходят с завидной регулярностью. Яркими примерами являются как нетленки типа «Побег из Шоушенка» и «Зелёная миля», так и не раскрученные, но весьма любопытные «Преступник» со Стивеном Дорффом и «Приговор» с Сэмом Рокуэллом.

«ЖДГ» расскажет нам об уважаемом преподавателе университета Дэвиде Гейле (Кевин Спейси), известного как своими научными достижениями, так и активной гражданской позицией. Он и его коллега по работе Констанция Хэррэуэй (Лора Линни) – авторитетные и ярые борцы за отмену смертной казни в Техасе. Но однажды Констанцию находят убитой, и все улики красноречиво указывают на Гейла, которому суд назначает высшую меру наказания. За три дня до приведения приговора  в исполнение (находясь в ожидании уже шесть лет), Гейл соглашается давать в день по одному двухчасовому интервью журналистке  Битси Блум (Кейт Уинслет). Получив неожиданные ответы, Блум начинает собственное расследование, чтобы выяснить истинную картину произошедшего. А ведь до казни – всего сутки.


Почему не стоит смотреть.

Сторонников рационализма, логики и здравого смысла может смутить в этом фильме его развязка. Она даёт скептикам два козыря. Первый можно свести к общеизвестной формуле «Если ты такой умный, почему ты такой мёртвый». И второй: зачем в целом успешному человеку было идти на такие шаги ради достижения своих целей?

Сегодня расчётливость и лёгкий цинизм порой даже приветствуются.  Оттого ситуация, в которую попал Гейл, вызывает недоумение, обрывающее чувство сопричастности к выбору героя. Дело в том, что обстоятельства и их последствия не выглядят киношными; наоборот, их жизненный реализм настолько очевиден, что мы боимся признаться в этом сами себе. А подсознательное наложение шаблона «Я бы так не поступил» не даёт не то что влезть в шкуру и понять этого человека, но даже принять его поступок.

Почему стоит смотреть

Прежде всего – история жизни и смерти человека, которому было “не всё равно”: Гейл сотоварищи бился за введение моратория на смертную казнь в родном Техасе. Борьба велась честно, без фанатизма и экстремизма. Гейл не был подпольщиком и радикалом. Однако, несмотря на значимость этой темы, в его жизни во главу угла была поставлена семья. Но идиллия дала трещину: работа, дом, здоровье – всё начало рассыпаться, как карточный домик. Последняя капля – злая шутка судьбы: Гейл приговорён к смерти. За что боролся – на то и напоролся. Разумеется, оправдывать убийство глупо, но дух человека был надломлен. А в таком состоянии, к сожалению, можно “натворить делов”. Или тут не всё так просто??

На первый взгляд, «ЖДГ» – классический детектив, в котором журналистка проводит собственное расследование убийства, поверив в непричастность обвиняемого. Ну, детектив, так детектив. Но это лишь на первый взгляд. «ЖДГ» подобен огру, который подобен луку, который имеет много слоёв. :) Тут тебе и убийство (прежде всего), и расследование убийства, и крестовый поход против системы, и борьба за семейные ценности, и противостояние зависимостям… И так слой за слоем, каждый из которых не просто затронут и обозначен, но логически обоснован и раскрыт.

Действующих лиц – совсем чуть-чуть. Каждый – личность, чей психологический портрет за 2 часа фильма не просто завершён, а выстрадан. Никаких случайных персонажей и лишних слов. Режиссёр, словно сам Д. Гейл, торопится медленно: его персонажи ведут себя и говорят так, будто ни на мгновение не забывают о неминуемом конце. Никакой суеты и спешки, но и никаких промедлений: в каждое действие и фразу вложен необходимый смысл. Герои ленты, благодаря выкладывающимся на все 100 актёрам, выглядят убедительно, их судьбам по-настоящему сопереживаешь.

ПС:

Конечно, даже сами режиссёры говорят, что никогда и не думают подымать вечных тем, а лишь хотят рассказать историю человека. Не спорю, посмотрев ленту, можно не идти дальше анализа перипетий судьбы и морального выбора персонажа. И этого уже будет достаточно, ведь почвы для раздумий хватает. Но будет вдвойне полезней взглянуть на вопрос шире и постараться признаться самому себе: на чьей стороне ты в споре сторонников и противников смертной казни.

Фильм – не история жизни Дэвида Гейла от рождения до смерти. И даже не история жизни Дэвида Гейла в какой-то её отрезок. Фильм – о жизни Дэвида Гейла как о высшей    форме существования духа и ума, где наш герой – лишь символ! «ЖДГ», безусловно, сказка. Но в ней, как известно, намёк. Можно бесконечно долго придаваться дебатам о том, могло ли всё сложиться в судьбе этого человека иначе. А можно просто принять как факт то, что есть люди, движимые идеалами и ценностями; люди, готовые к спорным и опрометчивым поступкам во имя того, во что верят.

Кстати и по сей день каждый второй смертный приговор в США приходится на Техас.



promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…