Алекс Турчин (aleksei_turchin) wrote,
Алекс Турчин
aleksei_turchin

Category:

eXistenZ


«Матрица» засмотрена до дыр и организм требует чего-то подобного, пускай даже несвежего. Ломка нестерпима и киноДоза нужна позарез. Тем более, что недавнее «Начало» лишь подхлестнуло интерес к подобным поискам. И они увенчались успехом. Фильм Дэвида Кронненберга «eXistenZ» выглядит именно тем, что нужно. Вкратце: с изобретением консолей нового поколения виртуальная реальность стала не такой уж и виртуальной. В закрытом показе новой сверхреалистичной игры участвует сама разработчик – Аллегра Геллар: божество для одних и объект зависти и ненависти для других. Но день триумфа омрачается покушением на жизнь кумира. Она в бегах, и лишь «зелёный» сотрудник безопасности – единственный, кто стоит на пути убийц.


Почему не стоит смотреть.

Удивила игра актёров. К сожалению, с неприятной стороны. Аллегру звал в свой скандальный проект «Eyes Wide Shut» сам Стэнли Кубрик, но она предпочла «eXistenZ» (к счастью Кубрика и несчастью Кронненберга). Но манекенную игру демонстрирует не только она. Сэр Иэн «Бильбо» Холм и Джуд «Ватсон» Лоу лицедействуют так, словно накануне они вдохновлялись посещением какого-то утренника. Хотя в последнем есть хоть какая-то искренность. В «eXistenZ» же всё настолько неубедительно и недостоверно, что со временем это начинает раздражать; потом же просто смех разбирает. Так и хочется вскочить с криком «НЕ ВЕРЮ!». Да в кирпиче больше жизни, чем в этой дохлой компании.

Что касается визуальной части: ну такое уже всё допотопное! Конечно, можно возразить, сказав, что в фильме акценты сделаны на сути вещей, а не на их внешнем отображении. Но лента словно вынырнула в лучшем случае из ранних ‘80-ых. Спецэффекты крайне олд-скульные. Словно и не было между «Видеодромом» и «eXistenZ» 17-летней разницы. На носу миллениум и «Матрица», а тут такое…

Почему стоит смотреть.

К моменту выхода ленты слово «геймер» было совсем не новым. Но лента предвосхитила появление нового его типа, ярким воплощением которого послужил персонаж по имени Gas (блестяще сыгранный Уиллемом Дафо). Gas – обычный автослесарь, но он целует Аллегре ноги за т.н. «новую жизнь», которую ему подарила виртуальная реальность. Ведь именно там можно обрести яркое увлекательное бытие в обличие кого угодно. Ничего не напоминает? Нулевые ознаменовали мировую победу он-лайн игр, в которые одномоментно рубятся тыщи людей, позабыв про сон, еду и реальный мир. Виртуальное стало реальным. Лента не морализирует, но даёт определённую пищу для размышлений на заданную острую тему.

Кроме того, «eXistenZ» приятно удивляет новаторским подходом к изображению способа вхождения человека в виртуальную реальность. Это не костюмы, не громоздкие шлемы, не «саркофаги». В общем, ничего фантастически-компьютерно-футуристического. В ленте герои используют биоконсоли: собранные из живой ткани и органов приставки. Выглядят  они как огромный пульсирующий желудок, подключаемый проводом-кишкой к организму геймера. Зрелище местами тошнотворное, но манящее своей необычностью. Ранее такого точно не было!

И главное… Между «Тёмными рыцарями» Крис Нолан поставил свой самый обласканный  критиками, признанный новаторским фильм «Начало». Сон во сне – когда сознание всё глубже проваливается в объятия Морфея; коллективное сновидение – когда герои ленты становятся участниками одного и того же сна; доставляющая концовочка фильма – когда недосказанность и открытость финала заседает в мозгу словно заноза. За эти вещи зритель проголосовал рублём (почти $1 млрд.), а критики – золотыми мужиками (в кол-ве 4-ёх штук). Малюсенький нюанс в том, что всё это УЖЕ БЫЛО у Кронненберга в его «eXistenZ»!!! (Герои подключаются к игре; уже находясь в ней проделывают то же самое. Потом из игры выходят и попадают на уровень ниже; потом выше…Запутываются сами и ещё больше запутывают зрителя. А зритель только рад!) Содержание, смысл и идейный стержень были воплощены на больших экранах за десятилетие до Нолана! Отличие в том, что Нолан располагал крепким бюджетом и сильным актёрским ансамблем + добавил драматически-лирическую линию. В остальном же – калька! И если вам пришлось по душе «Начало» - выкройте вечерок для «eXistenZ». Первоисточник того стоит. =)

ПС:

Сие творение г-на Кронненберга – весьма неоднозначное и спорное. Кого-то смущает деревянная игра актёров; им претят те, кто утверждает, что это способ показать синтетичность искусственного мира (хотя я считаю, что актёры эту неестественность показали как-то неестественно). Других смущает выпячивание анатомических подробностей, без которых наверняка м.б. обойтись; им претят те, кто указывает на фирменный стиль режиссёра, кочующий из фильма в фильм. Третьи сетуют на устаревшие задолго до премьеры визуальные эффекты…

Бесспорно одно. Кронненберг снял кино, ставшее предтечей, идейным вдохновителем, основой, старшим братом для «кассового хита 2010», который бессовестно слизал почти всё с «eXistenZ». Нолан, интересно, хоть позвонил, чтобы сказать «sPasibO»?


Tags: Мнение
Subscribe

promo aleksei_turchin май 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments