Алекс Турчин (aleksei_turchin) wrote,
Алекс Турчин
aleksei_turchin

DRiVE


Вот имя Николас Виндиг Рёфн вам что-нибудь говорит?... Нет? Вы что!! Это же тот самый режиссёр, что снял трилогию «Бандюганы». Как это вы не слыхали про такую? А кто-то за пределами маленькой Дании очень даже её заценил. И дал Рёфну зелёный свет для его первого зарубежного проекта – драме «Бронсон» с Томом Харди. Заценило, видимо, ещё большее количество людей. «Бронсон» даже боролся за награду Сандэнс. И вот перед нами следующий англоязычный проект с недатскими актёрами – драма «Драйв» с Райаном Гослингом в главной роли. Фильм расскажет историю ценителя залихватской езды, который днём каскадёрствует на съёмочной площадке и трудится в автомастерской; а ночью составляет конкуренцию Дж. Стэтэму, осуществляя не очень легальные перевозки. Баланс удаётся сохранять довольно долго – Гослинг своё дело знает. Но однажды он встречает девушку – и в его жизни начинают происходить перемены. Причём, не только положительные.

 
Почему не стоит смотреть.
 
Вот посмотрели вы на афишу в кинотеатре и узрели, как он манит и зазывает: «он – ночной гонщик» -- вау! круть! тачки!; «её влечёт риск» -- вау! круть! девочки!; «ей нужна защита» -- вау! круть! любоу! Потом посмотрели трейлер. Класс: пострелюшки-покатушки, крутые уголовники, полуголые тёти. Уже хочу. И вот вы пришли в киношку, усадили своё тело в удобное креслице, бережно разложили предварительно купленный изпопкорм и приготовились «культурно» отдохнуть. Но что же мы видим? Нас бессовестно обманули. Вместо отдыха и веселья нас заставляют OMG! чуток подумать. Постер соврал, трейлер вообще оказался дезинфой, начальная сцена – отвлекающий манёвр и пыль в глаза. Это ни капельки не похоже ни на «Gone in 60 seconds», ни на «Форсаж». То, что обещала картинка в меню, и то, что лежит на тарелке – совершенно разные блюда.
Ладно, опустим пустые ожидания. Предположим, вы случайно попали на сеанс/вставили диск в проигрыватель/скачали с сетки; ни трейлер, ни постер вы и в глаза не видели. Тут на арену выходит зубодробительная манера постановки/игры актёров/съёмки. Паузы между репликами порой кажутся БЕСКОНЕЧНЫМИ. Складывается впечатление, что актёры не то вспоминают текст, не то демонстрируют самую медленную импровизацию, не то тянут время до необходимого хронометража, не то просто издеваются над зрителем. В такие минуты «зависания» по залу начинают пробегать нервные смешки: публика отвлекается от сюжета. Лента и так идёт чуть более полутора часов. А если бы герои говорили без анлимитед пауз, уложились бы, наверное, в часик.
Что касается насилия на экране. У фильма рейтинг R, причём весьма заслуженно. Особо впечатлительным гражданам лучше не знать и не видеть, как герои ленты на деле доказывают верность слов «человек человеку волк». Сцены кровопусканий достоверны, жестоки и реалистичны. Порой слишком. Жахи, одним словом.
 
Почему стоит смотреть.
 
Слоган «Драйва» убеждает нас, что некоторые герои реальны. Просмотр наталкивает на противоположные мысли. Ну где вы встретите человека, бескорыстно помогающему практически незнакомым людям с сомнительной репутацией, зная, что для него самого это может обернуться большими неприятностями. В нашем циничном мире выглядит это как-то неубедительно. Если, конечно, речь не идёт о городском сумасшедшем. Гослинг – как раз такой типчик. Он, конечно, не идиот, пускающий слюни и коллекционирующий женское бельё. Он какой-то разумно-безумный, что ли. Неоднозначный герой, сочетающий в себе пылкость, безрассудство [которые толкают его на пытки, убийства] и холодный разум последовательного и дальновидного педанта и аккуратиста. Изучать его взрывоопасную меланхоличную многогранность весьма любопытно. Ныне редкий типаж: человек «забивает» на собственное спокойствие (ввязываясь в авантюру), рискует свободой (нарушая закон), большими деньгами (разумеется, грязными, а не только своими), собственной жизнью и, что самое важное, своими принципами, которые были для Гослинга превыше всего. И всё это ради того, чтобы невинные люди, которым он симпатизирует, смогли жить, не оглядываясь. Вот такой вот современный достоверный (!) Робин Гуд.
Что касается упомянутой выше фишки с паузами, наполненными звенящей тишиной. Да, непривычно; да, необычно. Но это лишь подтверждает, что порой получаешь даже больше, чем хочешь. Это сложно описать: настоятельно рекомендуется увидеть и, самое главное, погрузиться и проникнуться самому этой многозначительной немногословностью героев. В такие моменты на первый план выходят чуть заметные жесты и взгляды. И это не единичные случаи – лента изобилует этой особенностью, НО не эксплуатирует её. Всё очень ювелирно. В экшн сцене обстановка накаляется – далее следует характерная молчаливая передышка. И по кругу. Постепенно понимаешь, что такой на первый взгляд  предсказуемый фильм с незамысловатым криминальным каркасом и почти хрестоматийными персонажами становится созерцательным шедевром. Но как это? Здесь ведь и в помине нет умопомрачительных блокбастерных заморочек. Зато есть безумно героичный безумный Гослинг; святая молчаливая простота (в противовес жизненной тарантиновской говорливости как бы ни о чём) и … экшн. О нём отдельно.
Здесь даже экшн какой-то молчаливый, неспешный, плавный, созерцательный. Например, погоня. Нету здесь головокружительных полётов камер, супер трюков и раздолбанной парочки кварталов с бензоколонками и бензовозами. Потому что не надо этой мишуры. Здесь езда – почти дуэль, причём не только с копами или преступниками, но и с самим собой, своей выдержкой и самоконтролем. Или, например, драки-перестрелки. Это если и не новое слово в жанре, но уж наверняка что-то свеженькое. В лифте, на пляже, в гримёрке стриптизёрш, в гараже, в кафе и на парковке в ход идут скальпели, дробовики, молотки, ножи, ботинки и даже вилка! Такое обилие разнообразных смертоубийств не просто поражает, но и пугает.
 
ПС: есть одна интересная идея, родившаяся на стыке литературы и кино. В самых общих чертах она сводится к следующему. Глядя на экран, мы получаем всё готовенькое: герои, диалоги, костюмы, декорации, музыка и т.п. – всё пред нами. Глядя в книгу и читая описание чего бы то ни было, мы волей неволей награждаем героев, их диалоги и костюмы новыми деталями; сами формируем саундтрек и возводим декорации тоже  самостоятельно. И словно сами становимся режиссёрами. Фантазия рисует всякие мелочи, которые и формируют вкус всего произведения… Видимо режиссёр тоже знаком с этой идеей. Уж не от того ли была так часто, но в то же время так уместно введена в повествование столь яркая фишка с безмолвием героев. В эти моменты мы как будто сами становимся рассказчиками и воображение увлечённо «додумывает»: о чём они сейчас размышляют?, какие мысли роятся в их головах? И тишина в раз становится красноречивей самого одарённого оратора. Уж не за эту ли возможность пошуршать извилинами господин Рёфн и получил Золотую ветвь из Канн-2011?

Tags: Мнение
Subscribe
promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments