
“«Всё имеет начало», говоря словами Санчо; но это начало, в свою очередь, к чему-то восходит”.
Мэри Шелли, Предисловие автора к изданию 1831г.
Наверное, каждому из нас да приходилось услышать о Франкенштейне и о созданном им чудовище, которое, по иронии судьбы, зачастую ассоциируется именно под именем своего творца – ведь своего имени монстр, увы, не имел. Но даже будучи безымянным, создание сумело прочно войти в мировой фольклор: родившись героем книги, образ успешно перекочевал в другие литературные произведения, на широкие экраны, в видеоигры и вообще стал нарицательным…
Давайте вместе проследим историю рождения одного из самых легендарных чудищ, чья злодейская судьба не лишена драматизма и далеко не так однозначна, как может показаться.
1. До романа
Автором романа стала совсем юная Мэри Шелли – супруга Перси Шелли (одного из величайших британских поэтов XIX века), которая сочинила историю в возрасте всего лишь 19 лет

Дело было так: летом 1816-го она, её муж и сын прибыли в Швейцарию, где семья сняла небольшой дом у озера, прямо по соседству с легендарным лордом Байроном и его врачом Джоном Полидори, с которыми они стали проводить почти всё своё время

В один из дней Байрон предложил сочинить по страшной повести, а затем вынести их на публичное обсуждение. Все уже отчитались, но Мэри тщетно пыталась что-то придумать. Терзаемая творческим бессилием и ежедневными расспросами, девушка нашла вдохновение в беседах своих спутников, которые обсуждали философские вопросы, в т.ч. зарождение жизни. Неудивительно, ведь Перси Шелли был убеждённым атеистом
Под впечатлением от услышанного, мисс Шелли отправилась спать. Но, по её словам, увидела не сон, а именно видение: бледный учёный оживляет отвратительный труп, затем в панике спасается, но его творение неумолимо настигает своего создателя… Наутро Мэри с гордостью объявила о том, что придумала рассказ и быстро перенесла его на бумагу. Рассказ занял всего несколько страниц, и дело бы этим и кончилось. Но Перси увидел в истории большой потенциал и настоял на его расширении до объёмов романа.
ПС: вот так, из пустякового задания на вечерок и родился знаменитый монстр, прославивший юную Мэри Шелли, пожалуй, даже больше, чем своего не менее почитаемого супруга.
2. Роман
Получивший название «Франкенштейн, или Новый Прометей», роман представляет собой пересказ событий, произошедших с Виктором Франкенштейном: уроженцем Женевы, отправившимся в баварский Ингольштадт изучать медицину. Кстати, сегодня там располагается штаб-квартира компании AUDi.
Пересказ ведётся от лица некоего Роберта Уолтона: английского искателя приключений, возжелавшего покорить Северный Полюс через… Россию. Именно письма Уолтона к своей сестре и описывают якобы имевшую место историю, приключившуюся со странником, обнаруженным англичанином во льдах крайнего севера.
Структурно роман представлен, если не сказать «перегружен и запутан», чередой пересказов: сестре историю рассказывает брат, которому её рассказал доктор, которому немалую её часть рассказал монстр.
Кроме того, значительное внимание (и объём романа) уделено каким-то необязательным описаниям природных красот, которым предаются все рассказчики. Даже чудище. И это в то время, как что-то действительно важное и требующее пояснения лишь слегка обозначается, удостаиваясь короткого описания
Также «Франкенштейн» порой странно звучит: местами, роман написан излишне чувственно и возвышенно, если не высокопарно. Сердобольность и ранимость юного автора позволяют себе врываться в самые неподходящие места повествования, что диссонирует с детективно-фантастическим стержнем истории.
Но несмотря на пробуксовки, роман стал своеобразным первопроходцем: в некотором смысле, автор впервые исследует вопрос создания искусственного интеллекта и грозящих бедах из-за безответственности человеческого гения. Усиление эффекта достигается введением темы драматического одиночества и безысходности, которыми в равной мере страдали творец и его творение, и которые в конце концов привели героев к столь печальному финалу…
ПС: порой высокопарный и иногда не к месту пространный; созданный, подобно описанному чудовищу, искусственно - роман подымает и исследует темы, неожиданно актуальные и в сегодняшний цифровой век.
3. После романа
«Франкенштейн» был опубликован в маленьком Лондонском издательстве в 1818-ом году, анонимно и в трёх томах. Тираж составил всего 500 экземпляров.
В 1822-ом вышло второе издание, на этот раз уже в двух томах, но всё так же анонимно. И это при том, что история активно существовала в виде театральной пьесы, шедшей под названием «Презумпция, или Судьба Франкенштейна». С театральных подмостков она не сходит и поныне: в шкуры героев поочерёдно влезают Джонни Ли-Миллер и Бенедикт Камбебэтч, а руководит процессом Дэнни Бойл.
Под своим именем публикация состоялась лишь в 1831-ом. В этот раз книга вышла с иллюстрациями и предисловием, где сама Шелли весьма трогательно объясняет причину своей скрытности. Отсканированный оригинал находится вот здесь.
С приходом эры кино, история получила новую жизнь. В 1910-ом году в бронксской студии Томаса Эдисона (да, да, того самого; и если вы смотрели Скорсезевский «Хьюго», наверняка вы о нём ещё немало интересного узнали) была создана первая известная экранизация романа. Короткометражный немой фильм исследовал темы борьбы рационального и чувственного. На десятилетия фильм считался утраченным, и лишь в 1970-ых была найдена его копия.
А вот и сам фильм.
За последующие сто лет история создания монстра выходила на широкие экраны более полусотни раз. И это не считая бесчисленного количества упоминаний и отсылок: начиная от произведений Дина Кунца и заканчивая семейными фильмами типа «Солдатики» или «Франкенвини».
Но, пожалуй, самый известный образ встречает нас в экранизации 1931-го года. Именно в этот год студия Universal снимает фильм, открывающий цикл произведений, получивший название «классическая серия фильмов ужасов». И всё благодаря Борису Карлоффу, для которого роль стала визитной карточкой, а созданный им образ – каноничным
Из произведений наших дней нельзя не упомянуть «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994), в котором снялись сэр Кеннет Брэна (он же поставил картину), Хелена Бонем-Картер, Иэн Холм, Джон Клиз и Роберт Де Ниро, воплотивший образ Монстра. Фильм окупился трижды и собрал букет номинаций на премии Сатурн, Бафта и Оскар.
Удостоившись столь звёздного обрамления, Монстр ушёл в тень на 10 лет, отметился коротким появлением в «Ван Хельсинге» (2004) Стивена Соммерса и снова скрылся из виду. Но уже в ближайшую осень зритель снова сможет увидеть Чудовище в картине «Я, Легенда, Робот, Франкентейн», которую ставит сценарист «Пиратов Карибского моря» и «Соучастника», и где заняты Аарон Экхарт и Билл Найи.
Кровавых вам боёв и сладких снов!!

Journal information