?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Frank (1)

“«Всё имеет начало», говоря словами Санчо; но это начало, в свою очередь, к чему-то восходит”.

Мэри Шелли, Предисловие автора к изданию 1831г.

Наверное, каждому из нас да приходилось услышать о Франкенштейне и о созданном им чудовище, которое, по иронии судьбы, зачастую ассоциируется именно под именем своего творца – ведь своего имени монстр, увы, не имел. Но даже будучи безымянным, создание сумело прочно войти в мировой фольклор: родившись героем книги, образ успешно перекочевал в другие литературные произведения, на широкие экраны, в видеоигры и вообще стал нарицательным…

Давайте вместе проследим историю рождения одного из самых легендарных чудищ, чья злодейская судьба не лишена драматизма и далеко не так однозначна, как может показаться.



1. До романа

Автором романа стала совсем юная Мэри Шелли – супруга Перси Шелли (одного из величайших британских поэтов XIX века), которая сочинила историю в возрасте всего лишь 19 лет

Frank (2)


Дело было так: летом 1816-го она, её муж и сын прибыли в Швейцарию, где семья сняла небольшой дом у озера, прямо по соседству с легендарным лордом Байроном и его врачом Джоном Полидори, с которыми они стали проводить почти всё своё время

Frank (3)


В один из дней Байрон предложил сочинить по страшной повести, а затем вынести их на публичное обсуждение. Все уже отчитались, но Мэри тщетно пыталась что-то придумать. Терзаемая творческим бессилием и ежедневными расспросами, девушка нашла вдохновение в беседах своих спутников, которые обсуждали философские вопросы, в т.ч. зарождение жизни. Неудивительно, ведь Перси Шелли был убеждённым атеистом

Frank (4)

Под впечатлением от услышанного, мисс Шелли отправилась спать. Но, по её словам, увидела не сон, а именно видение: бледный учёный оживляет отвратительный труп, затем в панике спасается, но его творение неумолимо настигает своего создателя… Наутро Мэри с гордостью объявила о том, что придумала рассказ и быстро перенесла его на бумагу. Рассказ занял всего несколько страниц, и дело бы этим и кончилось. Но Перси увидел в истории большой потенциал и настоял на его расширении до объёмов романа.

Frank (5)


ПС: вот так, из пустякового задания на вечерок и родился знаменитый монстр, прославивший юную Мэри Шелли, пожалуй, даже больше, чем своего не менее почитаемого супруга.  

2. Роман

Получивший название «Франкенштейн, или Новый Прометей», роман представляет собой пересказ событий, произошедших с Виктором Франкенштейном: уроженцем Женевы, отправившимся в баварский Ингольштадт изучать медицину. Кстати, сегодня там располагается штаб-квартира компании AUDi.

Frank (6)

Пересказ ведётся от лица некоего Роберта Уолтона: английского искателя приключений, возжелавшего покорить Северный Полюс через… Россию. Именно письма Уолтона к своей сестре и описывают якобы имевшую место историю, приключившуюся со странником, обнаруженным англичанином во льдах крайнего севера.

Frank (7)

Структурно роман представлен, если не сказать «перегружен и запутан», чередой пересказов: сестре историю рассказывает брат, которому её рассказал доктор, которому немалую её часть рассказал монстр.

Frank (8)


Кроме того, значительное внимание (и объём романа) уделено каким-то необязательным описаниям природных красот, которым предаются все рассказчики. Даже чудище. И это в то время, как что-то действительно важное и требующее пояснения лишь слегка обозначается, удостаиваясь короткого описания

Frank (9)


Также «Франкенштейн» порой странно звучит: местами, роман написан излишне чувственно и возвышенно, если не высокопарно. Сердобольность и ранимость юного автора позволяют себе врываться в самые неподходящие места повествования, что диссонирует с детективно-фантастическим стержнем истории.

Frank (10)


Но несмотря на пробуксовки, роман стал своеобразным первопроходцем: в некотором смысле, автор впервые исследует вопрос создания искусственного интеллекта и грозящих бедах из-за безответственности человеческого гения. Усиление эффекта достигается введением темы драматического одиночества и безысходности, которыми в равной мере страдали творец и его творение, и которые в конце концов привели героев к столь печальному финалу…

Frank (11)


ПС: порой высокопарный и иногда не к месту пространный; созданный, подобно описанному чудовищу, искусственно - роман подымает и исследует темы, неожиданно актуальные и в сегодняшний цифровой век.




3. После романа

«Франкенштейн» был опубликован в маленьком Лондонском издательстве в 1818-ом году, анонимно и в трёх  томах. Тираж составил всего 500 экземпляров.

Frank (12)



В 1822-ом вышло второе издание, на этот раз уже в двух томах, но всё так же анонимно. И это при том, что история активно существовала в виде театральной пьесы, шедшей под названием «Презумпция, или Судьба Франкенштейна». С театральных подмостков она не сходит и поныне: в шкуры героев поочерёдно влезают Джонни Ли-Миллер и Бенедикт Камбебэтч, а руководит процессом Дэнни Бойл.

Frank (13)


Под своим именем публикация состоялась лишь в 1831-ом. В этот раз книга вышла с иллюстрациями и предисловием, где сама Шелли весьма трогательно объясняет причину своей скрытности. Отсканированный оригинал находится вот здесь.



С приходом эры кино, история получила новую жизнь. В 1910-ом году в бронксской студии Томаса Эдисона (да, да, того самого; и если вы смотрели Скорсезевский «Хьюго», наверняка вы о нём ещё немало интересного узнали) была создана первая известная экранизация романа. Короткометражный немой фильм исследовал темы борьбы рационального и чувственного. На десятилетия фильм считался утраченным, и лишь в 1970-ых была найдена его копия.

Frank (14)

А вот и сам фильм.



За последующие сто лет история создания монстра выходила на широкие экраны более полусотни раз. И это не считая бесчисленного количества упоминаний и отсылок: начиная от произведений Дина Кунца и заканчивая семейными фильмами типа «Солдатики» или «Франкенвини».

Frank (15)


Но, пожалуй, самый известный образ встречает нас в экранизации 1931-го года. Именно в этот год студия Universal снимает фильм, открывающий цикл произведений, получивший название «классическая серия фильмов ужасов». И всё благодаря Борису Карлоффу, для которого роль стала визитной карточкой, а созданный им образ – каноничным

Frank (16)


Из произведений наших дней нельзя не упомянуть «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994), в котором снялись сэр Кеннет Брэна (он же поставил картину), Хелена Бонем-Картер, Иэн Холм, Джон Клиз и Роберт Де Ниро, воплотивший образ Монстра. Фильм окупился трижды и собрал букет номинаций на премии Сатурн, Бафта и Оскар.

Frank (17)

Удостоившись столь звёздного обрамления, Монстр ушёл в тень на 10 лет, отметился коротким появлением в «Ван Хельсинге» (2004) Стивена Соммерса и снова скрылся из виду. Но уже в ближайшую осень зритель снова сможет увидеть Чудовище в картине «Я, Легенда, Робот, Франкентейн», которую ставит сценарист «Пиратов Карибского моря» и «Соучастника», и где заняты Аарон Экхарт и Билл Найи.

Frank (18)

На этом пока всё, дорогие мои детишечки. 
Кровавых вам боёв и сладких снов!!

19




Tags:

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
Anna Gromyko
Jan. 9th, 2013 08:10 am (UTC)
Я, честно говоря, всегда думала, что Франкенштейн это имя чудовища, а не его создателя :)
интересная история написания книги! вот как бывает полезно иногда просто послушать умные беседы!
aleksei_turchin
Jan. 9th, 2013 08:45 am (UTC)
Да, сам был удивлён, когда начал подробнее разбирать вопрос)) Думаю, тут немалую роль сыграл фильм '30-ых: в заглавие было вынесено короткое "Франенштейн" и на плакате красовался монстр. Вот и понеслась..

Это точно: а сколько ещё всего за кадром осталось? Оо Остаётся только гадать, что за кулуарные беседы вела богема...
Anna Gromyko
Jan. 9th, 2013 10:06 am (UTC)
Да, Франкенштейн это теперь не просто имя. Может в этом и есть успех автора, что она создала не сколько гениальный роман, сколько гениальную идею, гениальный образ?!
а по поводу бесед ... я бы их с удовольствием послушала!
aleksei_turchin
Jan. 9th, 2013 11:05 am (UTC)
Уже после того, как был готов пост, наткнулся на детальнейший разбор образа Монстра как символа, собравшего в себе и Великую Депрессию, и WWI, и страх перед наукой, и.. Впрочем, всё это буду изучать после просмотра фильмов, которые теперь оч.хочу ))

И тоже написала бы гениальный роман (!/?) =)))))
(no subject) - Anna Gromyko - Jan. 10th, 2013 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 10th, 2013 07:31 pm (UTC) - Expand
antongladchenko
Jan. 9th, 2013 05:45 pm (UTC)
Я бы еще отметил фильмы британской студии Hammer с Кристофером Ли и Питером Кушингом. Для своего времени там была очень интересная трактовка, что монстр - это скорее Франкенштейн, а не его создание.
aleksei_turchin
Jan. 9th, 2013 08:42 pm (UTC)
Про студию Хаммер наслышан. Узнал о ней в прошлом году только, и полон решимости познать её жемчужины - у них ведь целая серия Классических фильмов ужасов.
Так что уверен, что меня ждёт не одна смелая трактовка ;)
Кстати, оч.рад, что Хаммер восстала из пепла - Гарри Поттер и женщина в чёрном мне черртовски понравилась, я даже постом разразился! ))
antongladchenko
Jan. 9th, 2013 09:10 pm (UTC)
Да, их фильмы - это поразительная вещь. Казалось бы, простые устаревшие по всем статьям ужасы. Но до сих пор по ним выпускаются фигурки, футболки, выходят разные книги. И фильмы многие не только пересматриваются, но и находят новых зрителей. Это говорит о том, что все-таки они делали что-то особенное.

Я вот в ближайшее время как раз собираюсь пару статей про Hammer написать.
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 10th, 2013 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - antongladchenko - Jan. 10th, 2013 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 10th, 2013 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antongladchenko - Jan. 10th, 2013 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 11th, 2013 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - antongladchenko - Jan. 11th, 2013 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 11th, 2013 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antongladchenko - Jan. 12th, 2013 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 13th, 2013 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antongladchenko - Jan. 13th, 2013 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 14th, 2013 07:55 am (UTC) - Expand
balahnina
Jan. 9th, 2013 06:53 pm (UTC)
Блестящее эссе!Блестящее!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
aleksei_turchin
Jan. 9th, 2013 08:43 pm (UTC)
Спасиииибо! ^__^
Надеюсь, было познавательно :)
balahnina
Jan. 10th, 2013 04:53 am (UTC)
Еще и как!!!!!!!!!!!!!1
aleksei_turchin
Jan. 10th, 2013 10:24 am (UTC)
Благодарствую!! ;)
(no subject) - balahnina - Jan. 11th, 2013 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jan. 11th, 2013 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - balahnina - Jan. 11th, 2013 05:29 pm (UTC) - Expand
cream_ice_tea
Jan. 11th, 2013 03:20 pm (UTC)
Я тоже, когда впервые узнала о Франкенштейне, думала что это имя монстра, но посмотрев фильм "Ван-Хельсинг", там-то и прозвучала фраза "монстр Франкенштейна" Очень было интересно почитать про историю создания Франкенштейна! :)
imperators87
May. 3rd, 2013 12:04 am (UTC)
по совпадению, как раз недавно прочел роман и полностью согласен с тобой. Длинно, скчно, несобрано. Ах, ах, монстр помогает беднякам... пффф... порой когда читал о скачущем по льдинам монстре, почему-то представлялся Халк. В-общем, не восторге от этого памятника я, как был черновиком с интересной, так и остался, как ни растягивай.

Фильм Браны тоже смотрел не так давно. Де Ниро моща, готический антуражик имеется, мор там, трупы, да... но вот как и книга, затянуто, нудно, пресно. а жаль...

Хельсинга зачем напомнил, я только забыл этот образчик... (((
aleksei_turchin
May. 3rd, 2013 11:28 am (UTC)
А ведь когда начал читать - очень даже ничего, втянулся я быстро: благо, доступный и лёгкий слог располагает. Но потом.. увы и ах.
НО
славы первооткрывателя не отнять!! И сегодня представить Пантеон макабрических образов без Фрэнка - просто преступно!! Скажем так, с Шелли и образа хватило - остальное сделало время ;)

А вот ДеНиро в образе ещё предстоит: пока только Дракулу Клпполы обновил - люблю этот фильм))

Меня в нём дико смущала эта перекачанная стероидами белка))))
imperators87
May. 3rd, 2013 03:48 pm (UTC)
я не говорю, что сбросить шелли с корабля современности, просто надо было оставить это повестью, а не искусственно тянуть на три тома. Письма эти, ледники, абзацы с болтовней без информации, сопли, слезы, сожаления, описания природы - в топку все это, как Гоголь надо было, без сожалений. Я конечно не хочу быть так жесток, но думаю, и без Мэри эта идея рано или поздно кого-нибудь посетила.

Дракула гораздо лучше читался. хоть и там под конец слили все почему-то. будто другой человек дописывал.

если нравится читать о древних монстрах - рекомендую такую вещь - "Вампиры. Фантастический роман барона Олшеври из семейной хроники графов Дракула-Карди" авторства того же барона Олшеври. Часто проходит под коротким названием "Вампиры", уделывает, что Дракулу, что Франкенштейна на обе лопатки. До сих пор образно и пугающе, практически не устарело. Очень классная вещь.
(no subject) - aleksei_turchin - May. 4th, 2013 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imperators87 - May. 4th, 2013 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - May. 4th, 2013 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imperators87 - May. 5th, 2013 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - May. 20th, 2013 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - imperators87 - May. 21st, 2013 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - May. 22nd, 2013 08:46 am (UTC) - Expand
( 38 comments — Leave a comment )