Алекс Турчин (aleksei_turchin) wrote,
Алекс Турчин
aleksei_turchin

Category:

"Тащи свой зад на Марс... опять". Драматичная история создания фильма «Вспомнить всё 2»

«Вспомнить всё», несомненно, принадлежит к числу моих самых сильных детских киновпечатлений. Сюжетные достоинства работы Верховена и политическую сатиру я оценил значительно позже, а вот его визуальные изыски производили большое впечатление и отпечатывались в памяти сразу, моментально и безо всяких пояснений. Ультранасилие, инопланетные артефакты, диковинные девайсы, мутанты и сам Марс пестрили образами невероятно яркими и приковывали к себе всё внимание. Это было настолько изобретательно и не на что не похоже, что «Вспомнить всё», казалось, обладал каким-то особенным свойством вовлекать тебя в происходящее с любой минуты, даже если ты начал смотреть его не с начала.

Приведу простой пример.

Я хорошо помню, как пошёл на 10-й День рождения к однокласснице. Я смутно помню, кто был среди гостей и я совершенно не помню, например, что дарили и чем угощали. Но я отлично запомнил, какой фильм шёл фоном в тот вечер.

В честь 30-летия со дня выхода на экраны фильма «Вспомнить всё» приглашаю узнать драматичную историю создания его сиквела – неснятого продолжения, которое пытались запустить в производство на протяжении всех ’90-х.

Но для начала – немного предыстории.

Снимать или не снимать


Фанбаза успешных франшиз может "кормить" студии десятилетиями

Голливуд сегодня живёт франшизами. Если фильм добился успеха в прокате – он однозначно получит сиквел. Если череда сиквелов добилась успеха в прокате – они даже могут получить спин-оффы: фильмы “вбоквелы”, где главные роли играют второстепенные герои основной линейки фильмов.

Студии привыкли делать большие фильмы-блокбастеры – они стоят много денег, но могут принести ещё больше: ставки высоки, зато победитель получает всё.

Именно поэтому продюсеры заинтересованы в том, чтобы сделать фильм не просто успешным, но сделать его долгоиграющим событием, которое обзаведётся фанбазой и не будет сходить с экранов долгие годы.

30-40 лет назад всё было иначе.

mars lj.png
При бюджете в $10млн, "Инопланетянин" только в США собрал больше $350млн.
Ещё $250млн. принесла продажа видеокассет. 

Успех фильма в прокате не запускал в автоматическом режиме череду продолжений, а если такое и происходило, к ним – за некоторыми яркими исключениями – не возвращались актёры и режиссёр оригинального успешного фильма.

«Инопланетянин» Спилберга, «Тутси», «Топ Ган», «Кто подставил Кролика Роджера», «Путешествие в Америку», «Большой»: все эти фильмы стали большими кассовыми хитами и собрали в прокате больше $100млн. – астрономические для ’80-х суммы. Но ни один из них так и не обзавёлся сиквелом.

В их числе оказался «Вспомнить всё».


Плакат фильма "Вспомнить всё", 1990

Фильм Пола Верховена с Арнольдом Шварценеггером в главной роли привнёс в жанр фантастического боевика нечто новое: он имел интересную детективную линию и до самых финальных титров играл со зрительским сознанием. И даже после, на первый взгляд, очевидного хэппи-энда, смотрящие оставались с ощущением лёгкой растерянности – было ли всё показанное на экране правдой или герою всё это причудилось.

Все эти сюжетные крючки (получившие интересное название mindfuck); экзотичный марсианский сеттинг; изобретательные визуальные находки (вроде мутанта Куато или путаны, после встречи с которой начинаешь жалеть, что у тебя нет третьей руки) и характерная для работ Верховена взрывная мешанина из политики, секса и насилия привели фильм к успеху.

Несмотря на жёсткий рейтинг, «Вспомнить всё» оказался в пятёрке самых кассовых фильмов года и удостоился трёх номинаций на Оскар.

Условия для съёмок сиквела были весьма благоприятные, но продолжения мы так никогда и не увидели.

Но это совсем не значит, что в этом направлении ничего не делалось.

Сложная дорога к «Вспомнить всё 2»: Спилберг, андроиды и братья Вайнштейн

В начале ’90-х сценарист «Вспомнить всё» Гари Голдман – окрылённый успехом боевика Верховена– приступает к написанию сценария по ещё одному рассказу Филипа Дика «Особое мнение» (ещё одному – потому что в основе «Вспомнить всё» тоже лежит рассказ Дика). Голдман собирался сделать небольшой фильм со скромным бюджетом и самостоятельно заняться его постановкой.


"Особое мнение" и "Вспомнить всё" – две ключевые книги в этой истории

Однако в процессе работы Голдман убедился, что история о провидцах, которые видят будущее и помогают предотвратить преступления, весьма неплохо продолжает историю марсианских приключений Дагласа Куэйда. Нужно лишь заменить провидцев на мутантов с Марса.

Именно в этом направлении решил двигаться Голдман: ниточка в виде мутантов-предсказателей хорошо связывала два рассказа, но при этом давала большую творческую свободу от эксплуатации наработок «Вспомнить всё».

Чтобы придать проекту вес, Голдман связался с Полом Верховеном, которому предложил выступить продюсером. Верховен прочёл рассказ: тот ему понравился, и он согласился помочь.

Однако довольно быстро на их пути возникло юридическое препятствие.

Оказалось, что согласно подписанным ранее контрактам, право написать сценарий первого сиквела принадлежало Рону Шусетту – второму сценаристу «Вспомнить всё».


Рон Шусетт (справа) и Дэн О'Бэннон, с которым он сочинил "Чужой" (1979)

Голдман рассказал Шусетту о планах положить в основу продолжения рассказ «Особое мнение» и предложил ему работать над сценарием вместе, параллельно отказываясь от притязаний на режиссёрское кресло в пользу, например, Верховена.

Шусетта предложение устроило: они вместе приступили к работе, итогом которой были очень довольны. Неожиданно для всех происходит событие, которое не просто ставило под угрозу скорый запуск проекта – оно ставило на нём жирный крест.

Банкротится кинокомпания Каролко.


Экшен-наследие Carolco впечатляет 

Основанная в конце ’70-х, именно эта студия стояла за созданием фильмов «Терминатор 2», «Красная жара», «Тюряга», «Универсальный солдат» и трилогии фильмов «Рэмбо». Кроме того, именно с Каролко Пол Верховен сделал три своих последних на тот момент фильма: «Вспомнить всё» и «Основной инстинкт».

Отчий дом для Верховена и дуэта сценаристов вступает в период судебных тяжб и решения вопросов правообладания, что заняло определённое время. Не желая ждать, Верховен взялся за другой проект – хлёсткий сатирический эпик о жестокой подноготной шоубизнеса, получивший название «Шоугёлз». Так сценарий потерял не только студию, но и режиссёра.

К счастью, проект решила подобрать студия 20 Век Фокс.

Они купили сценарий и нужные права, но радость Шусетта и Голдмана опять сменилась разочарованием. Студия не собиралась делать сиквел «Вспомнить всё» – им нужен был самостоятельный проект по рассказу «Особое мнение», съёмки которого собирались доверить Яну де Бонту, чьи фильмы «Скорость» с Киану Ривзом и «Смерчь» с Биллом Пэкстоном стали огромными кассовыми хитами.


Ян де Бонт и Киану Ривз на съёмках боевика "Скорость"

Сценаристам пришлось вернуться к первоначальному варианту и убрать из истории любые упоминания событий фильма ’90-го года. Но это не спасло сценарий от попадания в производственный ад: «Особое мнение» стало пятилетним долгостроем, а ужасный провал следующего фильма де Бонта – ленты «Скорость 2» с Сандрой Буллок – только усугубил ситуацию.

В 1998-99-м году проект подобрал Стивен Спилберг, который объединил идеи студии и наработки дуэта Шусетт-Голдман со своими собственными идеями, и взялся за съёмки «Особого мнения».

Готовый фильм – главные роли в котором сыграли Том Круз, Макс фон Сюдов и Колин Фаррелл – выйдет на экраны в 2002-м году и, к сожалению, не сможет повторить успех «Вспомнить всё»: при затраченных $140млн. в прокате он соберёт всего $350млн.

Но всё это будет потом.


"Вспомнить всё 2070", фото со съёмок

Тем временем права на телевизионную адаптацию «Вспомнить всё» приобретает студия DFL Entertainment, которая в 1999-м году выпустит телевизионный сериал «Вспомнить всё 2070». Несмотря на то, что этот сериал, формально, продолжал историю фильма Верховена, по своему духу и даже сюжетно он был ближе к ленте Ридли Скотта «Бегущий по лезвию».

Эта сделка придала Шусетту и Голдману оптимизма: авторы увидели интерес со стороны индустрии к истории Дагласа Куйэда, и у них затеплилась надежда на реанимацию проекта.

На радость сценаристам, в январе 1997-го года Dimension Films приобретает право снять или продолжение, или фильм-предысторию или ремейк оригинальной картины ‘90-го года.

Будущее «Вспомнить всё» оказывается в руках братьев Вайнштейн.


Братья Вайнштейн, конец '80-х

Именно им принадлежала кинокомпания Dimention, ставшая подразделением Miramax – головной компании Вайнштейнов, основанной ими ещё в ’70-х.

Вайнштейны только что выпустили слэшер «Крик», который собирались сделать новой хоррор-франшизой. Планы на превращение во франшизу были у братьев и на «Вспомнить всё».

Такое приобретение было для Вайнштейнов предметом гордости, а вот оптимизму сценаристов – в очередной раз – вскоре предстояло разбиться о суровую реальность, имя которой – Дисней.

Именно Дисней был совладельцем Miramax и на этих правах установил правила расхода бюджетный средств. Вайнштейны могли вкладываться только в небольшие проекты со средней стоимостью кинопроизводства в районе $12 млн.

Это значило, что съёмки сиквела «Вспомнить всё» – большого и дорогого блокбастера – поставили бы Вайнштейнов перед необходимостью профинансировать, снять и окупить огромное количество микробюджетных картин. И всё ради того, чтобы выдержать оговоренную среднюю планку.

Чтобы втиснуться в рамки, студия Dimention наняла Мэтта Сирюльника – молодого сценариста, которому предложили с нуля написать сиквел.

Сирюльнику было всего 22, когда он подписал с Вайнштейнами контракт на сценарии к трём фильмам: первым стала криминальная драма «Заплати сполна», вторым должен был стать сиквел «Вспомнить всё».


"Рэмбо 5" – последняя на данный момент сценарная работа Сирюльника

От своих агентов Мэтт узнал, что параллельно с ним над продолжением работают Шусетт и Голдман, но такое соперничество только подстегнуло его. Несмотря на молодость, он собирался написать лучшее продолжение для фильма, которое любил в детстве и постоянно пересматривал на кассете.

Ещё больше масла в его творческий огонь подлила новость о том, что Dimention нанимают Боба Гейла – сценариста «Назад в будущее» – которому тоже дали задачу написать сиквел.

Сирюльник понимал, с кем соревнуется, а потому действовал напролом.

Написав черновик, он добивается – через своё знакомство с продюсером «Заплати сполна» – встречи с руководством студии и лично Бобом Вайнштейном. Проведя презентацию своих наработок, Мэтт получает одобрение.

По уже хорошо сложившейся традиции, за взлётом и уверенным шагом навстречу заветному сиквелу неминуемо следует спад и разочарование.

В этот раз испытать разочарование пришлось Сирюльнику.

Молодой сценарист узнаёт, что контракт Шусетта на создание первого сиквела всё ещё имеет юридическую силу. Dimention по какой-то причине об этом не знали и поспешили пригласить Шусетта и Голдмана на встречу.

По итогам обсуждения стало ясно, что проект доверяют дуэту сценаристов, а история Сирюльника остаётся за бортом.

Вскоре после этого, весной 1998-го, издание Variety сообщило, что вслед за Шусеттом и Голдманом встречу с Вайнштейном провёл Арнольд Шварценеггер. После их 4-часового общения пресса писала, что Арнольд глубоко погружён в разработку сиквела.

Наконец проект был на пороге того, чтобы вступить в период пре-продакшена.


В 1998-м Арнольд был как никогда близок к тому, чтобы увидеться с Рихтером на вечеринке

Арнольд, Шусетт, Голдман и Вайнштейн собрались подписать все первичные документы и назначили новую встречу, на этот раз в агентстве William Morris – одном из старейших в США, которое занималось представлением интересов голливудских фильммейкеров ещё с 19-го века.

Агенты всех заинтересованных сторон тоже были там и, ознакомившись с работой Шусетта-Голдмана, единогласно её одобрили, назвав едва ли не лучшим сиквелом.

Все пришли консенсусу, что «Вспомнить всё 2» станет следующим фильмом Шварценеггера.

Но с мнением большинства совершенно неожиданно не согласился Шварценеггер. На первой встрече он читал сокращённую версию сценария, которая ему понравилась. Изучив расширенную версию, Арнольд поменял своё мнение, назвав историю слишком сложной.

Вайнштейн был в ярости: он считал оригинальную картину одним из пяти лучших научно-фантастических фильмов ХХ века, а сценарий сиквела и вовсе назвал лучшим из того, что когда-либо предлагалось Арнольду.

Фильм вернулся туда, где находился уже почти 10 лет – в производственный ад.

Появление фильма-клона, 9/11 и окончательное забвение

На короткое время проект подал признаки жизни, когда к нему проявил интерес режиссёр Джонатан Фрейкс. В 1996-м году он снял «Звёздный путь: Первый контакт», который трижды отбил свой 45-миллионный бюджет. Фрейкс раздавал интервью, где рассказывал, что сценарий уже у него и, если Шварценеггер будет доступен, «Вспомнить всё 2» станет следующим фильмом его продюсерской компании.

В августе Фрейкс подтверждал сказанное, а уже в феврале заявил, что больше не принимает участие в проекте.


Выход фильма "Шестой день" смешал все карты

Арнольд тем временем приступил к съёмкам «Шестого дня» – фильма, где ему предстояло иметь дело с собственным клоном. Один из вариантов сценария Шусетта-Голдмана содержал такую же сюжетную линию – противостояние Куэйда и Хаузера.Чтобы не повторяться, её из сценария убрали, но история всё ещё не устраивала Шварценеггера.

Тогда Вайнштейны решили реанимировать наработки Мэтта Сирюльника и снова дали ему зелёный свет.

Мэтт подготовил новый конспект, передал его студии, а та – Арнольду. Сирюльник на встрече не был, но получил от Вайнштейна телефонный звонок: продюсер просил его переработать наиболее дорогостоящие сцены сценария. Вероятной причиной этого упрощения и экономии Мэтт считал желание студии потратить больше денег на Шварценеггера.

Вскоре Сирюльник узнал, что студия начала рассматривать на главную роль других актёров, например Вина Дизеля. Но после успеха фильма «хХх» он тоже стал запрашивать солидные гонорары, став для студии не менее дорогим вариантом.

А потом случилось 11 сентября: экономика просела, и бюджеты ощутимо сократились. Вдобавок к этому, студия Miramax выпустила несколько фильмов, которые не принесли денег; принадлежащий компании журнал Talk так же обанкротился.


*когда понял, что даже с двумя готовыми сценариями фильм так и не снимут

После 10 лет написания и переписывания сценариев; смены студий и режиссёров; длительных переговоров, «Вспомнить всё 2» навсегда остался в числе нереализованных проектов.


В следующий раз вместе почитаем сценарий Шусетта-Голдмана, из которого узнаем, что конкретно могло ждать нас во второй части «Вспомнить всё»: например, появление ещё одного члена семьи Куйэда, путешествие в Россию и много других безумных поворотов сюжета.

Продолжение следует...


Поддержать автора можно единоразово или регулярно через подписку – это будет лучшая благодарность.

Свежие статьи можно получать через Telegram, Instagram, Facebook, Twitter или читать автора на Яндекс-Дзен.

Понравился сегодняшний пост? Поделитесь им с друзьями:

Tags: Неснятое_кино
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo aleksei_turchin май 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →