Алекс Турчин (aleksei_turchin) wrote,
Алекс Турчин
aleksei_turchin

Category:

Внимание к деталям: как приятные мелочи обогащают «Назад в будущее 3»

Что может доставить зрителю настоящее киноманское удовольствие? Виртуозная операторская работа? Запоминающийся саундтрек? А может “пасхалки” – отсылающие к ярким явлениям культуры, истории, политики – заметив и расшифровав которые мы ощущаем, словно фильм нам “подмигнул”.

Безусловно, всё это так – волнующих вещей в фильме может быть бесконечно много, но сегодня я хочу поговорить о визуальных сигналах: приятных мелочах, которые умышленно помещаются в ленту ради обогащения повествования.

А в качестве примера кладези мелких деталей возьмём «Назад в будущее III» – прекрасного и, на мой взгляд, очень недооценённого юбиляра, который в эти дни отмечает своё 30-летие.

Часы

Фильм, вся концепция которого вертится вокруг времени, не мог не припрятать кое-что интересное, связанное с главным символом времени – часами.

В сцене на перроне, за спинами Дока Брауна и Марти можно заметить учительницу Клару Клэйтон и выгружаемые на платформу городские часы. Оба – Клара и часы – окажут на судьбы дуэта главных героев ключевое влияние.


"Городские часы поразила молния. Они стали в 10:04"

Запустят городские часы ровно в 8 вечера во время торжеств, устроенных 5 сентября 1885 года. Но в эпизоде до момента запуска часов – когда Док Браун и Марти рассматривают карту – часы ещё не заведены и показывают статичные 10:04. Именно в это время в 1955-м году в них ударит молния, и механизм навсегда остановятся.


Марти и Док на фоне городских часов

Так же на городском празднике Док и Марти сделали памятный снимок на фоне часов. В тот момент они показывали 8 часов 8 минут. Это время отсылает к 88 милям в час: величине скорости, которую должен развить ДеЛореан, чтобы совершить путешествие во времени.

Иствуд

События заключительной главы трилогии развернулись на Диком Западе, поэтому решение спрятать в фильме множество визуальных “кивков” в сторону вестернов выглядит более чем естественным.


2 плаката к первым фильмам с Клинтом Иствудом

Например, сцена в начале фильма – в которой Док снаряжает Марти для отправки из 1955-го в 1885-й – разворачивается у кинотеатра под открытым небом. На стене кинотеатра висят афиши фильмов «Месть твари» и «Тарантул» (оба 1955 г.в.), в которых сыграл свои первые роли никому в то время неизвестный 25-летний Клинт Иствуд.


Мэтт Кларк в фильме с "Иствудом"...

...и с Иствудом

Именно его полным именем – с согласия самого актёра – назвался Марти, когда впервые зашёл в настоящий салун ‘19-го века. Бармена, подавшего Иствуду-МакФлаю виски, в этом эпизоде сыграл Мэтт Кларк: в 1976-м году всё тот же Кларк играл бармена в фильме «Джоси Уэйлс – человек вне закона», где он обслуживал героя Клинта Иствуда.

Ещё в фильме есть минимум три детали, отсылающие непосредственно к фильмам Серджио Леоне.

Когда Таннен подстреливает Марти на дуэли, последнему удаётся избежать ранения благодаря печной дверце, спрятанной под пончо. То же самое проделывает герой Иствуда в фильме «За пригоршню долларов».


Сцена с удушением Марти едва не закончилась удушением Майкла Джей Фокса

В сцене, где Таннен подвешивает Марти на верёвке, Док простреливает её надвое так же, как это сделал герой Иствуда в фильме «Хороший, плохой, злой».

Когда Марти впервые приходит в городок, камера начинает подниматься и даёт зрителю панорамный вид этого местечка. Этот эпизод довольно точно повторяет сцену из фильма Леоне «Однажды на Диком Западе».

Бренды

Все, кто хотя бы поверхностно знаком с творчеством Стивена Кинга, знают, как ловко с помощью знакомых брендов писатель сближает мир реальный с миром ирреального.

К похожему приёму прибегают сценаристы Земекис-Гейл: их бренды появляются в каждом фильме трилогии и туго – хоть и не так очевидно – связывают воедино повествование.

Например, в 1885-м году владельцем городской конюшни были – согласно вывеске – Статлеры. В 1955-м году у городского театра Хилл Вэлли видна вывеска «Статлер Моторс Студебеккер», а в 1985-м году по радио слышна реклама компании-дилера «Статлер Тойота».


Лошадки Статлера в 1885-м...


... и сто лет спустя

В каждой из трёх частей фильма герой (или родственник) Биффа попадает в навоз, который перевозит компания «Jones».

Все три части упоминают бренд Texaco: в первом и втором фильме под этой вывеской в Хилл Вэлли работала бензоколонка. В третьей части ссылка на неё была спрятана весьма изощрённо. В сцене в салуне Док общается с Джоном Уорном Гейтсом – продавцом колючей проволоки и абсолютно реальной исторической личностью. Сколотив состояние на “колючке”, в начале ХХ века  Гейтс открывает The Texas Company, которая позже станет той самой Texaco.


Бренд Texaco кочует из фильма в фильм всей трилогии

Продактплейсмент? Очевидно. Но до чего искусно и неброско вплетённый в повествование!

И, наконец, эпизод с летающей тарелкой.

В сцене с пирогом, Марти обращает внимание, что выпечка лежит на тиснёной тарелке с надписью “Фрисби”, и это приводит его в лёгкое замешательство. Позже, он использует такую тарелку, чтобы выбить оружие из рук Бешеного Пса Таннена, бросая её, как летающую тарелку известного одноимённого спортивного бренда.

Этот бренд был запущен в Штатах намного позже, в ’50-х годах ХХ века, и название своё получил в честь пироговой компании «Фрисби» из Коннектикута, основанной аж в 1871-м, т.е. за 14 лет до событий третьего фильма. Основатели спортивного бренда узнали, что у студентов Йельского университета (всё там же, в Коннектикуте) есть древняя забава – метание пустых тарелок местной пироговой «Фрисби» – и назвали в её честь свой спортинвентарь.

Т.е. то, что в фильме выглядело гэгом – в духе смайлика, изобретённого Форрестом Гампом – на деле оказалось вполне себе историческим фактом.

И напоследок.

Есть в фильме ещё одна едва заметная визуальная деталь, мимо которой просто не могу пройти мимо.

В сцене угона поезда дуэт главных героев – в лучших традициях вестернов – прикрывает лица банданами. Так вот бандана, которую носит Док, пошита из его собственной рубашки, в которой он ходил в предыдущем фильме. А изображён на это рубашке... поезд.

Эта деталь совершенно ни на что не влияет и на ней не заостряют никакого внимания. Но она важна тем, что показывает заметившим ту высочайшую степень проработанности, которой хотели достичь авторы фильма.


Что почитать дальше?
"Эвакуация", главный хит Netflix 2020-го
О фильме Капоне/Лицо со шрамом (2020)
“Сияние". Почему Кинг невзлюбил фильм Кубрика
Как смотреть "Однажды... в Голливуде" Квентина Тарантино
Библиотека автора: лучшие материалы и циклы статей

Подписывайтесь, добавляйтесь в друзья и оставайтесь классными.

Автор в социальных сетях:

Tags: Вокруг_Кино
Subscribe

Posts from This Journal “Вокруг_Кино” Tag

promo aleksei_turchin май 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments