Алекс Турчин (aleksei_turchin) wrote,
Алекс Турчин
aleksei_turchin

Categories:

Алчность и отвращение Американского психопата

Сегодня 20-я годовщина со дня премьеры «Американского психопата» – фильма-пощёчины, где за исповедью банкира-мизантропа Патрика Бэйтмана кроется великая сатира на общество потребления.

Но был ли Бэйтман убийцей? Или все его признания – лишь плод фантазии?

На протяжении всего фильма то тут, то там разбросаны (словно части тела невинных жертв) намёки на то, что все убийства в фильме «Американский психопат» – плод воображения этого лощёного любителя дождевиков, топоров и настоящей музыки (не рэпа).

Например.

Банкомат просит Патрика скормить ему уличного кота:

AMC.jpg

Выстрелы Бэйтмана обладают огромной разрушительной силой:

Police.jpg

(что удивляет самого Бэйтмана):

Shoot.jpgdafaq.jpg

Никто из соседей не реагирует на крики жертвы, которую преследует Бэйтман:

Chainsaw.jpg

Никто не верит его признаниям:

Possible.jpg

Пол Аллен (по словам адвоката Бэйтмана) – жив:

Paul Allen.jpg

Из всего следует, что Патрик оторван от реальности: то, что мы видим глазами Бэйтмана – не есть объективная действительность.

Что же выходит?

Выходит, что история Патрика Бейтмана – это не история убийства, это история культуры яппи: состоятельных потребителей, помешанных на успехе, материальных ценностях и поддержании в глазах окружающих своего псевдоэлитарного статуса, занятых искусственным возвышением значимости своих пустых жизней. Сцена с горячим обсуждением дизайна визитных карточек здесь не предлог для эскалации тяги Бэйтмана к убийству, но вполне завершённый портрет целого социального пласта, представители которого готовы самозабвенно мерятся кусочками картона и не менее самозабвенно сокрушаться, если глубина его тиснения оказывается меньше, чем у коллеги.

Но есть и другая точка зрения.

Diary.jpg

Согласно ей, Бэйтман пускай не такой массовый и неуловимый убийца, каким он себе кажется, но всё же убийца.

В пользу этой теории говорит полное размытие индивидуальности, характерное для каждого героя фильма. Все они работают на Уолл-Стрит, все они одеты в безупречные костюмы от Валентино, они носят дорогие очки Оливер Пиплз и даже стригутся одинаково.

Что это значит?

Это значит, что равно как Пол Аллен ошибочно принял Бэйтмана за их общего коллегу Маркуса Халберстрама, так и сам Бэйтман мог по ошибке убить кого-то, принятого им за Аллена. Именно поэтому заверение адвоката Бэйтмана в том, что он видел Пола Аллена живым, может трактоваться двояко: либо он действительно видел Аллена живым (и Бэйтман убил кого-то другого), либо адвокат тоже обознался, ошибочно приняв кого-то за Пола Аллена.

На чьёй стороне в этом перетягивании трактовок оказалась режиссёр фильма?

Режиссёр фильма в интервью заявила: «Болтают, что всё показанное – какой-то сон. Но я никогда не задумывала всё именно так. Я просто следовала двусмысленности книги».

Именно эта двусмысленность и подталкивает зрителя к размышлению о размытых ценностях и оторванности от реальности. И главное в таких размышлениях – чтобы жужжание бензопилы не покидало пределы фантазии.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Как Бэйл стал Бэтменом
2. Свобода – это рабство: о романе "1984"
3. Почему "восьмидесятые" всё ещё влиятельны
4. Сатира и скрытые смыслы сериала "Бивис и Баттхед"
5. Что было между первым и вторым "Бегущим по лезвию"
6. Ещё больше статей автора о кино

Следите за автором так, как удобно именно вам:

Tags: Вокруг_Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

Recent Posts from This Journal