aleksei_turchin

aleksei_turchin 15 минут на прочтение Золотой пост

ЖЖ рекомендует
Категории:

Мнение: Лучшая фантастика и фэнтези 2010-ых

Кинофантастика во всём своём многообразии – возможно, лучший жанр для любителей бега… бега от серых будней. Неизведанные планеты, разумные пришельцы, путешествия во времени, роботы, колдовство и магия – все они мощно подпитывают в смотрящем какой-то мальчишеский дух и не дают угаснуть вере в чудеса технологий и безграничность фантазии.

В список попали почти тридцать фильмов с очень пёстрой внутрижанровой градацией: от киберпанка и космохоррора до семейных лент и киносказок, которые сделали ушедшую декаду немного фантастичней:

Трон: Наследие

Tron.jpg

Революционные визуальные эффекты да и сама сюжетная канва первого фильма были в начале ’80-ых чем-то настолько из ряда вон, что зритель попросту ничего не понял и предпочёл пойти на «Инопланетянина» Спилеберга. Почти 30 лет спустя прямое продолжение «Трона» постигла едва ли та же участь: несмотря на головокружительную красоту созданного на экране цифрового мира и потрясающий электрический саундтрек кудесников из Daft Punk, на зрительском интересе к фильму «Трон: Наследие» сказалась очень узкая фанатская база, которая помнила сюжет первой части. 10 лет назад Дисней рискнул не делать перезапуск, но снять полноценное продолжение. Этому ныне почти позабытому его качеству я и салютую.

Начало

inception.jpg

Многоуровневая история о шайке воришек, которая проникает прямо в сновидения своих жертв и крадёт их самые сокровенные тайны. Когда после выхода «Тёмного рыцаря» казалось, что Нолану уже не прыгнуть выше головы, он создал невероятную историю-головоломку, которая даже спустя 10 лет остаётся его самой рейтинговой работой.

Исходный код

Source code.jpg

Детективная история о застрявшем во временной петле герое, которому предстоит решить пару нетривиальных задач: в условиях жесточайшего цейтнота отыскать бомбиста, спасти пассажирский поезд и понять, почему он оказался в чужом теле. И пускай фильм, в определённом смысле, является авторемейком картины «Луна 2112», в эмоциональном плане он оказывается намного сильней: эффекта мокрых глаз не удастся избежать даже с помощью хэппи-энда.

Супер8

super8.jpg

История взросления маленьких гиков, которые ищут себя и сбежавшего постояльца Зоны 51. За долгие годы до возвращения моды на Эпоху VHS и на повторную эксплуатацию концепции дети-против-зла («Очень странные дела», «Оно», «Охотники за привидениями 3»), Джей Джей Абрамс снял свою версию «Инопланетянина» Спилберга, чем нежно признался в любви к лучшей декаде ХХ века.

Живая сталь

real steel.jpg

«Стальной гигант» встречает «Изо всех сил» и «Рокки» в добром семейном фильме, которые и в 2011-ом появлялись не часто, а почти полное отсутствие более поздних аналогов так и вовсе сделало из «Живой стали» за минувшее десятилетие почти что штучный товар.

Джон Картер

john carter.jpg

Это было очень ожидаемо (экранизация Берроуза!), очень дорого (с учётом рекламы фильм стоил Диснею около $350 млн.) и очень больно – «Джон Картер» с треском провалился в прокате и принёс студии колоссальные убытки. С другой стороны, он так и остался штучным товаром: оригинальным, ярким и увлекательным приключением, где у каждого есть второй шанс (иронично, не так ли?).

Прометей

prometheus.jpg

До умопомрачения красивая мистерия, почти детективная история о поиске колыбели нашей цивилизации, которую больно порезали в монтажной и сильно отпинали в прокате. Готов до хрипоты его защищать, но обычно делаю хитрее и перевожу разговор на «Чужой: Завет» – вот уже где точно испанский стыд.

Петля времени

looper.jpg

Авторское высказывание на тему «люди не меняются», в котором режиссёр-сценарист Райан Джонсон выступает с уверенным опровержением: меняются, причём довольно сильно. И в качестве доказательства нанимает Брюса Уиллиса на роль постаревшего Джозефа Гордона Левитта.

Облачный атлас

cloud atlas.jpg

Удивительный киноальманах из таких разных историй – здесь нашлось место и британской гэг-комедии, и киберпанку имени Зелёного сойлента, и постапокалипсису, и чувственной однополой драме – через которые красной нитью проходит идея сильной, пускай и не видимой взаимосвязи людских судеб.

Оз: Великий и ужасный

Сказка завораживающей красоты, посвящённая предыстории волшебника Изумрудного города. Снятый весьма старомодно, фильм не только возвращает на экраны ведьм и летучих обезьян, но и отдаёт дань уважения одному из главных фильмов золотой эры Голливуда.

Обливион

oblivion.jpg

Постапокалиптичный фантастический детектив, снятый без хромакея, но с декорациями и титанической подготовительной работой, достойной изобретательности кубриковской «Космической одиссеи». До тех пор, пока в индустрии будут люди с подобным уровнем самоотдачи – будущему кинофантастики не страшны никакие легионы конвейерного ширпотреба.

Тихоокеанский рубеж

pacific rim.jpg

До конъюнктурного дождя из кинонаград за «Форму воды» остаётся ещё лет 5, а пока Гильермо дель Торо ещё может себе позволить снять фильм для себя и своей души, бесконечно влюблённой в монстров. Монстров, которые все 100 минут фильма только и делают, что стильно и до безобразия красиво лупят друг друга всем, чем ни попадя. Например, морским танкером. Щенячий восторг, да и только.

Гравитация

Фильм как сплошная нон-стоп неприятность, разворачивающаяся на фоне неимоверного в своей красоте и враждебности космоса, поражает своей достоверностью. В то время, пока Джеймс Кэмерон и Тарантино били фильму поклоны, остряки донимали режиссёра вопросами в духе «Ну и каково было снимать в космосе?». Пожалуй, лучшей похвалы придумать сложно.

Грань будущего

Edge of tomorrow.jpg

Гордое дитя «Дня сурка» и «Звёздного десанта», в котором герой Круза оказывается не типичным тафгаем, а трусоватым прохвостом, на чью долю выпала уникальная возможность ощутить себя героем видеоигры (с постоянными и весьма болезненными попытками прохождения одного и того же сложного момента). Рост над собой, обретение любви и спасение Земли – компоненты обязательные и ожидаемые, а вот хлёсткий армейский юмор и бриллиантовые сайдкики (вроде Билла Пэкстона) добавили и без того отличному фильму пару лишних очков.

Интерстеллар

Фильм-иллюстрация понятия “Канзас-Сити шафл”: пока все ломали копья над достоверностью «Интерстеллара», можно было просто предаться размышлениям о смысле жизни, Вселенной и всего такого. Виды бескрайней громады космоса и наша миниатюрная – в сравнении с ним – никчёмность располагают к этому как ничто другое.

Седьмой сын

7th son.jpg

Любите ли вы киносказки Александра Роу? Вот режиссёр Сергей Бодров-старший, судя по всему, очень любит: его экранизация тёмного фэнтези «Ученик ведьмака» получилась по-советски ламповой и по-хорошему старомодной, где в ролях условных колдунов да кикимор снялись Бриджесс и Мур. В мире, где почти невозможно уйти от соблазна немного спаразитировать на наследии Средиземья, Нарнии или Хогвартса, такой подход оказался настоящим сюрпризом.

Земля будущего

Восторженная история из параллельной вселенной, где технологии обеспечили человеческой цивилизации мир и процветание, а крупные студии выделяют на оригинальные фильмы по $200 млн. Всего 5 лет спустя Дисней – вместо «Джона Картера» и «Земли будущего» – ушёл во все тяжкие, и стал опять доить «Аладдина», «Звёздные войны», «Историю игрушек» и «Короля льва». И зрителю это, по большей части, даже нравится.

Боги Египта

Если бы в придачу к этому фильму зрителю выдавали пакетик того, что употреблял Алекс Пройас, снявший когда-то «Ворона» и «Тёмный город», то у смотрящих было бы куда больше шансов врубиться в происходящее. За неимением пакетика приходится полностью отключить критическое мышление, постараться не ослепнуть от обилия злата и отдаться во власть какой-то невообразимой Тарсем-магии. Если этот трюк вам удастся – «Боги Египта» удастся забыть очень не скоро.

Варкрафт

warcraft.jpg

Экранизация игры – это всегда губительное метание между попытками угодить геймерам и ширнармассам: в конечном итоге кто-то всегда окажется обделённым. В случае с «Варкрафтом» обделёнными (по крайней мере, в год выхода) оказались все. Сегодня история противостояния Орды и Альянса уже не воспринимается в такие штыки: возможно, сердца зрителей растаяли после сообщения режиссёра о том, что Варкарфт больше не вернётся на экраны… А может у зрителей просто прошёл шок от стеклопакетов во дворцах Азерота.

Валериан и город тысячи планет

valerian.jpg

Непростительно опоздавший на 40+ лет фильм, который вдохновил Лукаса на создание Star Wars и который сегодня выглядит как его бледная тень. Мучительно больно избавиться от соблазна сравнивать «Валериана…» со всем, что вышло до него, но если абстрагироваться всё же удастся – эта лёгкая и красочная авантюра захватывает с головой. А ещё здесь до неприличия прекрасная открывающая сцена с музыкой Боуи и президент Мира Рутгер Хауэр.

Бегущий по лезвию 2049

2049.jpg

В 1982-ом году Ридли Скотт снял «Бегущего по лезвию» – предельно прямолинейную в сюжетном плане и сентиментальную историю о копе, который искал беглецов, а нашёл любовь, сострадание и всепрощение. Эта, в общем-то, простая история была так плотно набита философией, образностью и ницшеанством, что обо всех заложенных в картину смыслах смотрящие спорят по сей день. Будут ли через 35+ лет так же обсуждать «Бегущего 2049» – вопрос открытый, но насладиться его грандиозным визуальным стилем нужно уже сегодня.

Первому игроку приготовиться

ready player one.jpg

Книга лучше, но если воспринимать фильм не как экранизацию романа, а как двухчасовую нарезку с лучшими моментами лучших фантастических фильмов эпохи VHS – можно устроить себе маленький гик-оргазм. Или даже несколько.

Алита

История про избранного, который должен вспомнить, кто он, и спасти мир – это уже немного пошлость, но спасает «Алиту» какой-то просто крышесносный в своей интенсивности экшен и феноменальная самоотдача актрисы Розы Салазар: не влюбиться в её Алиту просто физически невозможно.

Аннигиляция

annihilation.jpg

Похоже, кто-то наконец посмотрел «Сталкера» Тарковского и переснял на свой лад, заменив мужской актёрский состав женским, а серую строгость соцсюррреализма на кислотные трипы. Вышло самобытно, страшно и очень красиво.

К звёздам

Весьма нетипичное как для американского кинорынка, так и для Питта кино, которое начинается как чисто голливудская приключенческая фантастика, а потом быстро мутирует едва ли не в артхаус, из которого то тут, то там торчат уши «Соляриса». Если бы авторам удалось удержаться от самоубийственного в своей губительности закадрового голоса – лента смотрелась ба на порядок лучше.

Немой

mute.jpg

Потайной Netflix-проект Данкана Джонса, снятый им после «Варкрафта», оказывается пламенным любовным посланием «Бегущему по лезвию» и едва ли не дословным его пересказом: в неоновой дождливой красоте Берлина будущего хочется бродить до самого рассвета, который в этих каменных джунглях не наступает, похоже, никогда.

Апргейд

upgrade.jpg

Ещё одна тёмная лошадка с полки имени “Канзас-Сити шафл”: пока все смотрели «Венома» с Томом Харди, на экраны тихо вышел и незаметно прошёл киберпанк-алмаз, чью сюжетную канву почти дословно, пресно и бескровно повторил чёрный марвеловский симбиот. И если праздник на улице Rated R периодически случается, то вот примеров каких-то свежих операторских изысков и заморочек появляется крайне мало. И в «Апгрейде» таких изысков в избытке.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1.
Как снимали фильма "Сияние"
2. Любимые фильмы Пола Верховена
3. Стэнли Кубрик о смысле фильма "Космическая одиссея"
4. Интересные факты о фильме "Цельнометаллическая оболочка"
5. "Крёстный отец" Фр.Ф.Копполы: интересные факты
6. Ещё больше статей автора о кино

Следите за автором так, как удобно именно вам:

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес