?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ходить каким-то особенным, так называемым “своим путём”, чрезвычайно удобно. Игнорируешь объективную действительность, в которую в большинстве случаев ты просто не вписываешься, гордо заявляешь, что будешь делать всё по-своему, и начинаешь упёрто топать в неизвестном даже для себя самого направлении. Главное – топать с железобетонной уверенностью в исключительности своего выбора. Ну а тот, кто крутит пальцем у виска – ничего не понимает и вообще завидует.

В не первый и, увы, далеко не в последний раз такая ситуация сложилась вокруг российского кинопрома ровно 90 лет назад, когда на экраны вышел первый полностью звуковой фильм «Огни Нью-Йорка».


Афиша фильма "Огни Нью-Йорка", 1928г.

Экраны эти были нью-йоркские, но резонанс от того, что было показано в кинозалах Большого Яблока, разошёлся с невероятной скоростью далеко за его пределами: с выходом в июле 1928-го «Огней…» стало ясно, что немое кино доживет свои последние дни.

И пока за океаном зритель этой самой ясностью упивался, в Стране Советов рассвет новой эры кинематографа восприняли без энтузиазма.


Дудл к 120-летию Эйзенштейна

Вскоре после премьеры «Огней…» было опубликовано открытое письмо, составленное Эйзенштейном, Пудовкиным и Александровым. О профессиональном весе первого, думаю, и говорить не стоит: его «Броненосец “Потёмкин”» по-прежнему называют едва ли не самым влиятельным фильмом в истории, который цитировали де Пальма, Гиллиам, и даже «Симпсоны».


Сцена из «Броненосца “Потёмкина”»...


... и отсылка к ней в фильме "Неприкасаемые" Бр. де Пальмы...


... и мультсериале "Симпсоны" Мэтта Грейнинга

Что до Пудовкина с Александровым, то вкратце их можно описать как  не менее маститых, титулованных и значимых кинематографистов первых десятилетий Советской власти, этой самой властью обласканных.


Александров и Пудовкин с Герасимовым -- режиссёром "Тихого Дона"

И что же делает это трио мастодонтов российского кино тех лет? Они составляют так называемую «Заявку», в которой мужественно становятся на страже немого кино и всячески предостерегают от злоупотребления звуком.

Любопытные тезисы в письме, безусловно, есть.

Эйзенштейн с коллегами, например, делают особый акцент на искусстве монтажа, который считают главным средством воздействия на зрителя. Именно монтаж они называют основным и чуть ли не единственным инструментом, который превращает кино в искусство.


Пример языка монтажа в фильме "Выходной день Ферриса Бьюллера"

Но монтажу, к сожалению, в письме уделили всего несколько строк.

Звук и все те ужасы, что он принесёт  – вот, чему посвящена «Заявка». Советские светила пророчат "увядание девственности и чистоты новых возможностей", открываемых звуком; критикуют будущие фильмы за иллюзорность говорящих с экрана людей и открыто предостерегают от превращения кино в товар, который станет объектом коммерческого использования.


Эйзенштейн подверг критике речь как в виде текста, так и в виде звука

Что же они предложили взамен? Контрапункт!

Если коротко, Эйзенштейн и Ко намеревались противостоять звуковому синхрону (когда всё происходящее на экране сопровождалось бы соответствующим звуком, а не музыкой оркестра или субтитрами) звуковым рассинхроном, когда звук не дополнял бы изображение, а был бы ему противопоставлен: “Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами”.


Алексадров, Эйзенштейн и оператор Тиссе с Уолтом Диснеем, 1931г.

Дальнейшие события и в мире, и в самом Советском союзе показали полную несостоятельность подобных инициатив. Но причина возникновения столь одиозных идей в, по идее, самых прогрессивных головах, оттого не менее любопытна. И, похоже,  причина эта весьма банальна и озвучена всё в той же «Заявке»: имевшиеся в те годы в распоряжении Союза ССР технические возможности попросту не позволяли стране включиться в звуковую гонку, в которой уже тогда далеко вперёд вырвались американцы и немцы.


Плакат первого полностью звукового советского фильма

В СССР первый звуковой фильм вышел через 2 года в июне 1931-го, а полный переход советского кинопроизводства на звук произошёл только через 6 лет.


Эйзенштейн в монтажной

Сам Эйзенштейн ещё несколько следующих лет провёл в зарубежных командировках, в которых выступал с лекциями о превалирующей значимости монтажа. По возвращении режиссёр занялся педагогической деятельностью и к съёмкам своего нового фильма приступил лишь в 1935-ом.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Бегущий по лезвию "Москвич"
2. Полный список статей автора о кино
3. Белорусский след "Безумного Макса"
4. Медийная диктатура "Бегущего человека"
5. История покорения космоса на примере 20 советских фильмов
6. Почему '80-ые всё ещё настолько влиятельны
7. Дядя Стёпа с титановым эндоскелетом

original.jpg

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

( 76 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rator555
Jul. 9th, 2018 06:37 am (UTC)
Начало звукового кино-начало конца искренности кино:ибо жесты,точно переДают сущность жестикулирующего,со звуком же можно "вПарить",что поЖелаеш.
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2018 08:43 am (UTC)
От "Артиста" Хазанавичуса, увиденного на большом экране, получил ни с чем не сравнимое удовольствие, но представить, что ТАКИМ будет всё современное кино я просто не могу и на ум приходят только какие-то такие мысли)
(no subject) - rator555 - Jul. 9th, 2018 10:06 am (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 9th, 2018 07:34 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
balahnina
Jul. 9th, 2018 07:47 am (UTC)
Я в Броненосце ничего такого не увидела=да я и не режиссер, само собой.
Но, вот эта колясочка, по лестнице-кадры мемы.
Много где использовались
И всегда, всегда притягивают взгляд..
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2018 08:49 am (UTC)
Коляска на ступенях, да, дико притягательный образ; интересно даже, есть ли на эту тему какие-то исследования, надо погуглить...


А Броненосец я посмотрел впервые по случаю 95-ой годовщины октябрьского переворота (да, бывают и такие тематические вечера) ). Фильм (несмотря на отсутствие звука) смотрится внятно даже сегодня, там Эйзенштейн с киноязыком сделал примерно то же самое, что с языком обычным, русским, сделали Ломоновов с Пушкиным, НО фильм чудовищно ангажированный и вральный - от этого было не по себе.

(no subject) - balahnina - Jul. 9th, 2018 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 9th, 2018 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - balahnina - Jul. 9th, 2018 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - red_loft - Jul. 9th, 2018 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 12th, 2018 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - DarkPassenger69 - Jul. 10th, 2018 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - Michael Antonov - Jul. 12th, 2018 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - DarkPassenger69 - Jul. 13th, 2018 11:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Michael Antonov - Jul. 16th, 2018 03:34 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 9th, 2018 09:00 am (UTC)
Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 09.07.2018
Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 09.07.2018» в контексте: [...] 6. : О борьбе со звуковым кино в СССР в конце 1920-х [...]
ygashae_zvezdu
Jul. 9th, 2018 09:31 am (UTC)
Штаты тоже переходили на звук со скрипом, - слишком много денег на перепрофилирование кинозалов, потеря зарубежного рынка (звуковой дубляж еще был неведом). По эстетическим причинам против звука выступили Чаплин с Китоном.
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2018 09:43 am (UTC)
Всё так, Эзенштейн и Ко тоже мечтали о кино без барьеров и замкнутости на внутренние рынки. Но всё это напоминает позицию тех, кто примерно в то же время "топил" за гужевой транспорт: мол, человечество тысячи лет ездит верхом, к чему эти дымящие, тарахтящие и медлительные механические повозки?)
(no subject) - ygashae_zvezdu - Jul. 9th, 2018 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 9th, 2018 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - frie - Jul. 9th, 2018 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 12th, 2018 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - frie - Jul. 12th, 2018 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Jul. 18th, 2018 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - frie - Jul. 30th, 2018 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Aug. 2nd, 2018 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - frie - Aug. 2nd, 2018 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - Олег Ежов - Jul. 9th, 2018 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vopros_veka - Jul. 9th, 2018 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - botpride - Jul. 12th, 2018 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - vopros_veka - Jul. 13th, 2018 04:44 pm (UTC) - Expand
viu_vitsu
Jul. 9th, 2018 10:17 am (UTC)
Вполне понятная реакция метров немого кино. Новое практически всегда встречает недоверие (как минимум), а то и откровенное сопротивление, что в искусстве, что в науке, что на бытовом плане.

Немому кино приходилось быть более «однозначным», использовать иногда гипертрофированные визуальные приёмы. Современные опыты в этом направлении оказались интересными и удачными - тот же «Артист» или «Белоснежка» (смотрела с испанскими субтитрами, языка не знаю, но по большому счёту субтитры были вообще не нужны). Но такие фильмы хороши именно, как эксперимент. Мы уже слишком избалованы.
aleksei_turchin
Jul. 9th, 2018 01:51 pm (UTC)
Да, классическая боязнь всего того, чего не понимаешь. Но ведь против этого уже давно изобрели противоядие: if you can't beat it -- join it!)

про Белоснежку даже не слышал, хотя Артист, кмк, д.б. поспособствовать популяризации таких картин. Забираю себе)
(no subject) - viu_vitsu - Jul. 9th, 2018 02:15 pm (UTC) - Expand
vinny_the_poo
Jul. 9th, 2018 11:31 am (UTC)
frie
Jul. 9th, 2018 02:44 pm (UTC)
Может быть эта "Заявка" была заказов правительства?.. Типа противопоставление Западу. Тогда ж это любили.
aleksei_turchin
Jul. 12th, 2018 08:23 am (UTC)
Вряд ли: то же правительство этого Айзеншписа вскоре в заграницу отправила на пару лет опыт перенимать.
livejournal
Jul. 9th, 2018 04:04 pm (UTC)
fabrika1
Jul. 9th, 2018 05:45 pm (UTC)
Интересненько
(no subject) - craftwr - Jul. 9th, 2018 06:12 pm (UTC) - Expand
aleksei_turchin
Jul. 12th, 2018 08:13 am (UTC)
Сигара и винишко... заряжайся правильно)
(no subject) - craftwr - Jul. 12th, 2018 10:17 am (UTC) - Expand
Доктор Фаркус
Jul. 9th, 2018 09:15 pm (UTC)
>>Ходить каким-то особенным, так называемым “своим путём”, чрезвычайно удобно.

Про "свой путь" - это же всего лишь пропагандистское клише, используемое для манипуляции общественным мнением. Тем, кто сейчас правит Россией, глубоко наплевать на судьбу русского народа.

п.с. На сцену с коляской из "Неприкасаемых" в "Голом пистолете-3" была феерическая пародия.
Великолепный Пользователь
Jul. 10th, 2018 04:39 am (UTC)
Боты тупеют день ото дня.
Присосать на специфическое событие вековой давности сегодняшнюю набросную политоту, можно только при совершенном отупении и отсутствии базовой логики.
ze_danilla
Jul. 9th, 2018 10:47 pm (UTC)
Эйзенштейну не повезло со зрителями

"Октябрь" 1927 года полностью провалился в советском прокате. При рекордном бюджете в 400 тысяч рублей он отбил всего 17% от. Тогда же был опубликован опрос кинозрителей на предмет что им нравится и чего они хотят. Большинство из советских граждан высказалось в духе, что картины Эйзенштейна слишком сложны. А хочется посмотреть чего-нибудь лёгкого и веселого типа американских муви.

"Потёмкин" кстати, в прокате был получше "Октября", но с нюансами. Есть данные по Томской губернии, согласно которым из советских фильмов самым кассовым стал "Процесс о трёх миллионах" ("Потемкин" второй с незначительным отставанием). А в топе американцы "Робин Гуд" и "Знак Зорро" Фербенкса и "Роковые приметы" Пикфорд
alejorojas
Jul. 10th, 2018 01:45 pm (UTC)
а вот можно еще Тарковского вспомнить, он тоже боролся против кино за неизвестно что... кино, суцко такое, победило!
livejournal
Jul. 12th, 2018 09:14 am (UTC)
Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 12.07.2018
Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 12.07.2018» в контексте: [...]    5. : О борьбе со звуковым кино в СССР в конце 1920-х [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 76 comments — Leave a comment )