?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почти 20 лет Киноакадемия игнорировала иностранные фильмы. Предпочтения могли быть отданы зарубежным постановщикам или актёрам, но чувство глубокого патриотизма (или протекционизма) не позволяло американцам аж до 1948-го года отдать приз фильмам, снятым не в Голливуде. Прорыв случился на юбилейной, 20-ой Церемонии, когда итальянская лента «Шуша» была удостоена Оскара. Правда, никакой номинации за лучший иностранный фильм тогда ещё не было – и не будет ещё лет 10 – и итальянцы получили всего лишь почётный Оскар. Но лёд, как говорится, тронулся, и в гонку за Золото Голливуда включились и советские кинодеятели.

О судьбе наших фильмов, когда-либо выдвигавшихся на Оскар, мне бы и хотелось сегодня поговорить.


"Дорога" Феллини стал первым лучшим иностранным фильмом

Впервые премия в номинации “за лучший фильм на иностранном языке” была разыграна в 1957-ом году и победу вновь одержали итальянцы. Первенцем стал Федерико Феллини и его лента «Дорога». Наше кино попало в поле зрения Киноакадемии лишь шестью годами позже: СССР предпринял попытку прорыва на Запад драмой Андрея Тарковского «Иваново детство».


Корейское DVD-издание фильма "Иваново детство" А.Тарковского

Вышедшей на кинорынок США под адаптированным англоязычным названием «My name is Ivan», фильм был выдвинут на соискание Оскара от Советского Союза. К сожалению, номинацию картина не получила.

Следующие 4 года наше кино, видимо, сосредотачивалось и в 1967-ом году вернулось со второй попыткой, которая в этот раз оказалась ошеломительной.


Оригинальная афиша фильма "Война и Мир" Сергея Бондарчука

Исторический эпик Сергея Бондарчука «Война и Мир» не просто добился номинации как иностранный фильм, но удостоился и второй номинации за работу художника-постановщика. Подобный “дубль” наше кино проделало ещё раз в 1971-ом году – фильм Игоря Таланкина «Чайковский» тоже был отмечен двумя номинациями – и больше такого не случалось никогда.

Лента Бондарчука взяла первую в истории советского кино награду.

Следующая страница нашей оскаровской истории имеет неожиданный японский акцент. Дело в том, что картина «Дерсу Узала», боровшаяся за Оскар в 1975-ом году, была снята Акирой Куросавой. Проект был совместный, японо-советский, но т.к. снят был в СССР и на русском языке, то и выдвигался на Оскар он от Советской России.


Лента "Дерсу Узала" принесла СССР второй Оскар

«Дерсу Узала» – биографическая драма, снятая по произведениям Вл. Арсеньева – путешественника и исследователя Дальнего Востока. В заглавие фильма вынесено имя главного героя фильма, колоритного и харизматичного таёжного охотника, чьи личные качества произвели на Арсеньева огромное впечатление.


Акира Куросава и актёр Максим Мунзук на съёмках "Дерсу Узала"

Впечатлилась, судя по всему, и Киноакадемия, отдавшая «Дерсу Узале» Оскар, ставший вторым для СССР.

Кстати, в тот год конкуренцию нам составлял итальянский фильм «Запах женщины», в вольном ремейке которого в 1992-ом году снялся Аль Пачино.

Прошло ещё 5 лет и на соискание премии отправилась картина Вл. Меньшова «Москва слезам не верит». Безупречное полотно, охватившее несколько десятилетий жизни главных героев, стало сжатым, но при этом совсем не скомканным, историческим экскурсом не только по судьбам персонажей фильма – в фильме Меньшова ещё и уместилась история огромной страны со многими приметами времени.


Вера Алентова и Алексей Баталов в фильме "Москва слезам не верит"


Англоязычная афиша фильма "Москва слезам не верит"

Фильм пользовался феноменальным успехом и лишь немного уступил «Пиратам ХХ века» – как тогда говорили, “первому советскому боевику”. В табеле самых посещаемых (наша аналог “кассовости”) лент советского проката «Москва…» взлетела на второе место и так и осталась непобитой.

Западные кинокритики тоже были к ленте благосклонны. Фильм получил Оскар как лучший иностранный фильм, причём в гонке за Золотом он обошёл Куросаву, пятью годами ранее уже принёсшему России высокую награду. Награду в номинации "лучший иностранный фильм" вручали Франко Дзеффирелли и актриса Брук Шилдс. Как известно, Меньшова в Штаты не пустили, и вместо него Оскар получил советский атташе по культуре, сказавший со сцены короткую благодарственную речь в классическом стиле "лэт ми спик фром май харт".


Франко Дзеффирелли, Брук Шилдс и советский атташе Анатолий Дюжев

На этом история советского периода в покорении награды Киноакадемии завершилась. С развалом СССР начался новый этап, который пока что принёс России всего одну награду. В 1994-ом году Оскар получила картина «Утомлённые солнцем» режиссёра Никиты Михалкова. Получая награду, Михалков произнёс небольшую речь в духе советского атташе из '80-ых, но всё же сумел растопить сердца гостей, т.к. вышел на сцену со своей дочкой Надей.


Никита и Надя Михалковы с Оскаром за "Утомлённых солнцем"

В 1998-ом году Михалков попытался вновь побороться за Оскар, выдвинув на соискание следующую свою ленту – историческую драму «Сибирский цирюльник». Лента попала в шорт-лист, но вскоре была дисквалифицирована за нарушения регламента.

Oscar_RU.jpg
"Сибирский цирюльник" был исключён из гонки за Оскар из-за мошенничества

Согласно требованиям к соискателям, ленты должны успеть попасть на широкие экраны прежде, чем они попадут на просмотр к киноакадемикам. В Москве была предпринята попытка ввести оскаровский комитет в заблуждение – «Цирюльника» в течение недели якобы показывали в одном из столичных кинотеатров – но обман вскоре был раскрыт прессой, и Россию из гонки исключили.

Разумеется, наша оскаровская история не ограничивается одними лишь победителями.

За все те десятилетия, что Россия принимает участие в борьбе за самую популярную кинопремию, набралось немалое количество лент, которые хоть и не стали победителями, но как минимум попали в шорт-лист – т.е. имеют номинацию.

В 1969-ом году за Оскар боролась картина «Братья Карамоазовы» с Ульяновым, Мягковым и Лавровым.

В 1972-ом году номинацию получила пронзительная военная драма Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие», снятая по одноимённому произведению писателя Бориса Васильева. (Уступила ленте Бюнюэля «Скромное обаяние буржуазии»).

В 1979-ом всё тот же Ростоцкий боролся за Оскар лентой «Белый Бим Чёрное ухо», но уступил французской драмеди «Приготовьте ваши носовые платки» (хотя платки, как мне кажется, нужны были как раз для ленты Ростоцкого).

В 1982-ом году счастья решали попытать с драмой «Частная жизнь» – малоизвестным фильмом даже среди нашего массового зрителя.

Последний раз советские фильмы боролись за Оскар в 1985-ом году, когда номинацию получила драма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман».

Не считая фильмов-победителей, в советской копилке оказалось 6 номинантов. Как ни странно, при всей волне критики, которая обрушивается на современное российское кино, фильмы Новой России удостоились такого же числа номинаций за приблизительно такое же количество времени.

В 1993-ом году Оскар мог получить фильм «Урга – территория любви» Михалкова.


Кадр из фильма Н.Михалкова "Урга: территория любви"

В 1997-ом году Академия включила в число номинантов злободневную драму «Кавказский пленник» Сергея Бодрова.


Олег Меньшиков и Сергей Бодров Мл. в фильме "Кавказский пленник"

Год спустя Россию представляла картина Павла Чухрая «Вор», но уступила байопику «Боксёр» с Дэниелом-Дэй Льюисом.


Владимир Машков в фильме "Вор"

10 лет российское кино на Оскар не попадало, и декаду затишья прервал Михалков со своим вольным ремейком американской ленты «12 разгневанных мужчин», который уступил австрийской исторической драме «Фальшивомонетчики» (кстати, интересующимся историей WWII рекомендую).

Двум последним номинациям Россия должна быть благодарна (но она, увы, не) режиссёру Андрею Звягинцеву. 4 года назад за Оскар боролся его «Левиафан» (чья победа на Золотом глобусе – вторая в истории и первая с 1969 (!) года – была почти полностью проигнорирована федеральными СМИ). В этом году на Оскар выдвинут его новый фильм – драма «Нелюбовь».


Звягинцев в Каннах с наградой за "Нелюбовь"

Пожелаем Звягинцеву успехов – возможно, уже в считанные дни именно он прервёт затянувшуюся на 25 лет череду наших оскаровских неудач.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

1. Как снимали "От заката до рассвета"
2. Как голливудский дизайнер делал Москвич
3. 7 интересных фактов из истории премии Оскар
4. Про обратную сторону творчества группы Queen
5. 7 известных актёров без единой номинации на Оскар
6. 10 фильмов, в которых чернокожие актёры играли белых персонажей
7. Сериал "Очень странные дела" и вдохновившая его программа армии США

original.jpg

promo aleksei_turchin may 28, 2012 21:58
Buy for 40 tokens
Перед вами – мой киноисторический блог, который я веду уже более пяти лет. За это время тут скопился большой архив статей, который для вашего удобства я разделил на несколько блоков. Что же вас ждёт на страницах этого журнала? В разделе " Как это снято" вы найдёте посты о…

Comments

( 71 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
craftwr
Mar. 2nd, 2018 06:56 am (UTC)
Гуанистые фильмы типа УС почему-то пользуются успехом, раньше у людей вкус был.
aleksei_turchin
Mar. 2nd, 2018 09:24 am (UTC)
Если УС - гуанистый, то какие тогда два его сиквела?
(no subject) - craftwr - Mar. 2nd, 2018 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - Иван Петров - Mar. 2nd, 2018 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - craftwr - Mar. 2nd, 2018 04:34 pm (UTC) - Expand
dana_protasova
Mar. 2nd, 2018 07:24 am (UTC)
у вас прочла, что чернокожим актерам давали таки оскар. просто недавняя волна "слишком белый оскар" и тп выстраивает реальность, как будто не было их, афро-оскаровцев. если будет время и желание, напишите про это? ))
jacob_burns
Mar. 2nd, 2018 07:46 am (UTC)
Первая ласточка была с Холли Берри, она тогда устроила скандал из-за "оскарорасизма" и на этой волне статуэтку и получила. С тех пор ее терпеть не могу. Хотя ее поклонником и раньше не был.
(no subject) - dana_protasova - Mar. 2nd, 2018 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - jacob_burns - Mar. 2nd, 2018 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - jacob_burns - Mar. 2nd, 2018 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivankravtsov - Mar. 2nd, 2018 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - jacob_burns - Mar. 2nd, 2018 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - frie - Mar. 2nd, 2018 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - dana_protasova - Mar. 2nd, 2018 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - dana_protasova - Mar. 2nd, 2018 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dana_protasova - Mar. 2nd, 2018 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dana_protasova - Mar. 2nd, 2018 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - craftwr - Mar. 2nd, 2018 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dana_protasova - Mar. 2nd, 2018 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - craftwr - Mar. 2nd, 2018 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 14th, 2018 11:27 am (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 2nd, 2018 07:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
jacob_burns
Mar. 2nd, 2018 07:44 am (UTC)
Не такой уж и плохой результат, учитывая наши "теплые" отношения с США. Интересно, кстати, сравнить статистику с европейскими фестивалями. Как-то интуитивно кажется. что в Берлине и Венеции мы более популярны. В Каннах возможно тоже, хотя и в меньшей степени. Немного недосуг сейчас проверять, но ощущение есть.
aleksei_turchin
Mar. 2nd, 2018 09:31 am (UTC)
Вот, кстати, да. С одной стороны бойкот Олимпиады, "Импери зла", вот это вот всё, а с другой - признание очень даже человечной истории, язык не поворачивается назвать победу Меньшова каким-то их камнем в огород Политбюро... Со Звягинцевым, с этой точки зрения, всё не так однозначно.

Кто знает, может и по этим наградам-фестивалям пройдусь)
(no subject) - mari_v_polnoch - Mar. 2nd, 2018 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 12:26 pm (UTC) - Expand
romanetto
Mar. 2nd, 2018 08:01 am (UTC)
Любопытный экскурс, спасибо!
Неужели "Левиафан" был проигнорирован федеральными СМИ? Вроде везде об этом писали и рассказывали в новостях :)
aleksei_turchin
Mar. 2nd, 2018 09:49 am (UTC)
Cпасибо, что заглядываешь ^_____^

что до игнора... Сам проверить не имел возможности, но в СМИ об этом писали: мол, ТАКАЯ победа впервые за 45 лет, с неё начинвать стоило, а что Первый, что Россия отделались какими-то микроскопическими заметочками, затерянными между удоями и накосами.
Вот цитата "Forbes":

"«Золотого глобуса» и «Левиафана» не было ни в одном из вчерашних анонсов новостных программ двух главных федеральных каналов. О них упоминалось вскользь, под занавес программ, между двумя заранее анонсированными репортажами-хитами предельно нейтральным тоном. И речь была примерна такая: «В Лос-Анджелесе вручили «Золотые глобусы». Главный приз за лучшую драму получил фильм «Отрочество». Он о том-то и о том-то. Приз за лучшую женскую роль – Джулианна Мур. Не остался без наград Кевин Спейси. Бла-бла-бла. Награды за лучший фильм на иностранном языке удостоился российский «Левиафан» Андрея Звягинцева». Всё! И никаких комментариев. То есть по всем законам журналистики следовало-то начать с «Левиафана», ведь это интересно нашей аудитории и важно для нашей страны! Но именно эту информацию опустили.

При этом все сообщение на «России 1» занимало секунд 15, а на канале «1» - максимум тридцать. И даже там в одном из вечерних эфиров говоря о «Левиафане», показали на глобусовской сцене не Звягинцева с его продюсером Александром Роднянским, а – тоже получившего награду – Джорджа Клуни.

Это как называется?

Скажу, как это называется. Приказом сверху. В ином варианте подобное синхронное плавание двух главных официальных телеканалов попросту невозможно."

http://www.forbes.ru/mneniya/tsennosti/277453-pochemu-gosudarstvennye-telekanaly-proignorirovali-triumf-leviafana
(no subject) - romanetto - Mar. 2nd, 2018 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanetto - Mar. 2nd, 2018 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eltsovgr4 - Mar. 2nd, 2018 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - craftwr - Mar. 2nd, 2018 04:39 pm (UTC) - Expand
mr_henry_m
Mar. 2nd, 2018 09:13 am (UTC)
Да, негусто, но всё же. За "Дерсу" как-то особенно приятно, потому что это вообще необычный фильм - не совсем типичный и для нас, и для Куросавы, но при этом с узнаваемыми элементами стиля и японского режиссёра, и советского кино. И, хотя в списке номинантов Звягинцев - не мой фаворит, всё равно буду болеть за него, просто чтобы нас, наконец, перестали игнорировать.
aleksei_turchin
Mar. 2nd, 2018 10:02 am (UTC)
С Дерсу вообще странная история. Куросава, Оскар и такой игнор: я его вот а ни разу нигде не встречал. Хотя, казалось бы, должны хоть иногда такие ленты крутить. Конечно, не так же часто, как ту же Москву - жанр накладывает отпечаток - но хоть раз в год, плес!))

Звягинцев и Роднянский улетели в ЭлЭй: номинация - уже победа.
ivankravtsov
Mar. 2nd, 2018 09:58 am (UTC)
Легенда №17 достоин был бы, мне кажется, сравниться с лучшими мировыми. Ну и ещё пара прошла мимо США, но у нас хорошо зашли. И не только из-за темы патриотизма.
aleksei_turchin
Mar. 2nd, 2018 10:35 am (UTC)
Край, Утомлённые Солнцем 2, Белый тигр, Сталинград: если ещё и Легенду - было бы 5 лет подряд сплошь что-то наше патриотически-историческое. А так Звягинцев разбавил и, замечу, весьма удачно: у него была номинация хотя бы, был шанс. Четырёх предыдущих Россия выдвигала, но в Академии вежливо отказались.
(no subject) - ivankravtsov - Mar. 2nd, 2018 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 2nd, 2018 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - electric_ferret - Mar. 2nd, 2018 03:18 pm (UTC) - Expand
gramichka
Mar. 2nd, 2018 11:04 am (UTC)
К своему стыду, я большую часть названных фильмов и не смотрела, а они были отмечены критиками. Но "Москву" смотрю часто, с любого места и не могу оторваться. Фильм на века)
aleksei_turchin
Mar. 2nd, 2018 12:42 pm (UTC)
Остальные или академичные излишне, или тяжёлые.
А "Москва..." - единственный, наверное, 100% народный фильм из всего списка)



Выйти замуж после двух дней знакомства — просто верх легкомыслия. Надо всё хорошенько обдумать... Дней пять.
balahnina
Mar. 2nd, 2018 11:08 am (UTC)
Смотрю, все плюются от наших оскароносцев.
А я вот Левиафана , даже до половины не осилила.
грязь и мрак и безысходность.
Мне этого в жизни через край.
aleksei_turchin
Mar. 2nd, 2018 12:45 pm (UTC)
Да, фильм не из лёгких и не для слабых. Что во время просмотра, что после на душе было, как у нас говорят "брыдка", т.е. мерзко, некомфортно. Но это ли не признак мастерства? Автор рассказал историю, которая нашла живой отклик. Конечно, факт того, что этот отклик со знаком минус - уже другой разговор... Но виноват ли в этом фильм или наша суровая действительность - вопрос почти риторический(
(no subject) - frie - Mar. 2nd, 2018 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_turchin - Mar. 14th, 2018 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - frie - Mar. 14th, 2018 12:22 pm (UTC) - Expand
eltsovgr4
Mar. 2nd, 2018 01:49 pm (UTC)
Вся правда о жизни в современной России в моей новой книге "История одного озарения". Это - литературный "Левиафан", но только без "откровенной" политики и без мерзкой русофобии. https://www.labirint.ru/books/625483/

А "Нелюбовь" слабый фильм, именно из-за откровенной русофобии. Одна последняя сцена чего стоит, когда баба в куртке "Россия" топчется на месте. Кк будто в других странах такая история не могла произойти!
viu_vitsu
Mar. 2nd, 2018 02:26 pm (UTC)
Спасибо за как всегда интересный рассказ. Удивительно, но о фильме «Дерсу Узала» даже не знала, и тем более не знала, что он стал «оскароносным». О фильмах Бондарчука и Меньшова известно практически всем, а о «ДУ» даже как-то и не упоминают. Может, из-за японского режиссёра?

Кому как, а мне фильма Звягинцева неожиданно понравились. Долгое время относилась к тем, кто не смотрел, но осуждал, но в какой-то момент решила всё-таки составить собственное мнение и неожиданно очень понравилось. Развлекательным это кино не назовёшь, но особой чернухи и поклёпа на действительность я не увидела. А уж «Нелюбовь» вообще несколько раз пересматривала. Очень жёсткий и жестокий фильм, но тем и интересен - жизнь, такая, как она есть.
aleksei_turchin
Mar. 14th, 2018 11:21 am (UTC)
Сам Дерсу взял на заметочку и, пока оскаровский шлейф ещё тянется - надо посмотреть уже это потайное чудо)

Хороший подход. Разделяю и поддерживаю. Но Звягинцев очень неудобный с его всковыриванием этих нарывов. многим не по нраву его труды и я их понимаю.

*спасибо, что заглядываете ^___^
i_ty_toje
Mar. 2nd, 2018 04:15 pm (UTC)
В этот раз шансов больше.
aleksei_turchin
Mar. 14th, 2018 11:19 am (UTC)
Я уже не знаю... Боюсь, как бы Звягинцев по стопап дель Торо не пошёл и не стал воспевать угнетённых. Хотя в наших широтах эта тема была бы интересней в разы.
frie
Mar. 2nd, 2018 08:48 pm (UTC)
Приятно, что наши фильмы тоже выдвигались на эту награду ))

А как тебе самому "Утомленные солнцем"? Я фильм не смотрел, хватило одного эпизода со срущим с самолета фашистом... а, еще того, где "покажи сиськи". Понял, что смотреть этот фильм не хочу. (Я ничего не путаю?) )

" историческую драму «Сибирский цирюльник». Лента попала в шорт-лист, но вскоре была дисквалифицирована за нарушения регламента."
Ну и бред... даже здесь пытаются правила нарушать. Не удивительно, что на западе такое отношение.

"В 1972-ом году номинацию получила пронзительная военная драма Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие»,"
Хороший фильм... живой.
Пытался посмотреть ремейк, не смог.

" 4 года назад за Оскар боролся его «Левиафан» (чья победа на Золотом глобусе – вторая в истории и первая с 1969 (!) года – была почти полностью проигнорирована федеральными СМИ)."
Нашими в смысле? А почему так, интересно...

"В этом году на Оскар выдвинут его новый фильм – драма «Нелюбовь»."
Я бы пожелал удачи, но не за такой фильм... Мне одного трейлера хватило. Вероятно, фильм хороший, но я такое смотреть не могу, слишком тяжело.

aleksei_turchin
Mar. 14th, 2018 10:51 am (UTC)
Утомлённых не смотрел. УС-2 и УС-3 - только в виде обзора Бэда)

Не нае**шь - не проживёшь(( старый наш подход ко всему.

Я на ремейк Зорей ходил в кино. Режиссёр и исполнительница глав.роли приезжали. Кроме чрезмерной сцены в бане - всё покадрово, те же щи. Но нет индивидуальности, поэтому пресно. Фёдоров хороший актёр, но не дожал, не было ощущения достижения прям родства между ним и девчатами.

(no subject) - frie - Mar. 14th, 2018 12:24 pm (UTC) - Expand
aspasiaroma
Mar. 3rd, 2018 06:14 pm (UTC)
молодцы! Неплохие результаты
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 71 comments — Leave a comment )